Сегодня в Петербурге прошло сразу несколько форумов стран СНГ: заседание высшего органа таможенного союза (ВОТС) Межгосударственного совета ЕврАзЭС, саммит членов ЕврАзЭС и совет глав правительств стран СНГ. Самой напряженной выдалась повестка у ВОТС.

ВОТС и все вопросы
На заседании ВОТС главы правительств России, Беларуси и Казахстана Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов обсудили 18 документов, связанных с созданием ТС.
«Прежде всего – это договоры, формирующие правовую базу Таможенного союза. Речь в конкретном плане о вступлении в силу соглашений о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, о единых правилах определения страны происхождения товара, о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; протоколов о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, о статусе центра таможенной статистики комиссии Таможенного союза. Наконец, целый блок документов должен быть введен в действие одновременно с Таможенным кодексом с 1 июля 2010 года. В общей сложности необходимо подготовить 18 проектов договоров. Из них восемь уже одобрены комиссией Таможенного союза, еще три – на подходе», - заявил, открывая заседание, Владимир Путин. Он не сомневается, что все договоренности будут достигнуты в течение июня.
Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, ВОТС согласовал все вопросы повестки дня. Кроме тех, которые продолжат обсуждать после сегодняшних заседаний межгоссовета ЕврАзЭС и глав правительств государств СНГ. Что означает эта формулировка «все, но не все», то есть как раз самое главное, что интересует наблюдателей, Песков не уточнил.
Судя по тому, что к «таможенной тройке» после заседания ВОТС присоединились главы правительств Молдавии, Армении и Таджикистана, а также остальные члены ЕврАзЭС, возможно обсуждение путинского предложения о расширении состава Таможенного союза. Он заявил: «Насколько я знаю, нет ни одного члена ЕврАзЭС, который бы не хотел присоединиться к работе Таможенного союза. Мы будем работать с вами в этом направлении». То есть, по крайней мере, Киргизия и Таджикистан могут войти в ТС уже в ближайшее время. Что думают на этот счет страны-наблюдатели ЕврАзЭС Армения, Молдавия и Украина, пока неясно.
Хотя ТС формально существует с 1 января 2010 года, между странами-участницами есть еще целый ряд неурегулированных вопросов. Прежде всего, речь идет о едином Таможенном кодексе (ТК), который сегодня ратифицировала российская Дума. Без его одобрения всеми сторонами у членов ТС не может быть единой таможенной границы. В ТК прописаны вопросы перемещения товаров через таможенную границу и их перевозки под таможенным контролем, временного хранения, декларирования, выпуска в использование, проведения таможенного контроля, уплаты таможенных платежей.
В прошлом году члены ТС согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. Благодаря этому, в частности, удастся существенно сократить финансовые потери от ожидания машин прохождения границы. Минтранс РФ оценивает ежегодные российские потери по этой причине в 7-7,5 млрд рублей. В рамках союза также предполагается осуществлять взаимопоставки всех товаров (в том числе нефти и газа) по внутренним ценам страны-производителя. То есть Россия будет продавать своим партнерам энергоресурсы по льготным ценам.
Два против одного
 Единая граница должна появиться уже к 1 июля этого года. К этому моменту должны быть урегулированы все разногласия «таможенной тройки». А их немало. По больше части – между Россией и Беларусью. Прежде всего, как водится, это нефть. Беларусь требует отмены пошлин на поставки российской нефти. Россия против.
Вторая проблема – пошлины на ввоз в Беларусь легковых иномарок. В прошлом году участники ТС унифицировали пошлины на ввоз машин юридическими лицами, подтянув до российского уровня. Причем для Беларуси они в результате выросли в несколько раз. Новые иномарки в стране существенно подорожали, а спрос на них упал на 31%.
То же самое грозит и частному импорту подержанных легковых машин – Россия утверждает, что пошлины на него тоже должны быть унифицированы по ее уровню. Казахстан не против, у него разница с Россией в размере пошлин невелика. А Беларусь предвидит, что после этого как минимум на треть упадет интерес населения и к бэушным иномаркам. И настаивает на снижении общих пошлин до уровня тех, что установлены на ее территории. Однако РФ занимает на этот счет весьма жесткую позицию, опасаясь, что снижение пошлин приведет к резкому росту потока дешевых иномарок, ввозимых в Россию через Беларусь.
У России в этой игре, по крайней мере, на один козырь больше, чем у Беларуси, - это долг за газ. Минск с начала этого года платит нам за газ не оговоренную ранее цену $169,22 за тысячу кубометров, а произвольно им самим установленную - $150. Именно на этой цене настаивал президент Александр Лукашенко еще в конце 2009-го. И хотя эту цену не утвердили, расчеты Беларусь ведет по ней. По данным «Газпрома», на сегодняшний день долг «Белтрансгаза» его за первый квартал 2010 года составляет $137 млн. И если позиция клиента не изменится, то к концу года вырастет до $500 млн. «Газпром» уже направил Беларуси предупреждение, что прекратит поставки, если та не расплатится.
Кроме того, в отношении обеих партнеров России по ТС действуют льготы по поставкам машин, производимых «АвтоВАЗом». Согласно программе Минпромторга РФ по поддержке этого предприятия, Казахстан и Беларусь должны стать основными рынками сбыта его продукции по выгодным ценам.
«Таможенное пространство предполагает равные права. Российская сторона в данном случае принимает меры, направленные на отстаивание своих собственных интересов, а Белоруссия отстаивает свои интересы - и возникает недопонимание стран в вопросе таможенных пошлин на нефть. Соответственно, они будут добиваться того, чтобы таможенные пошлины для стран были одинаковые. Вторая составляющая – это, возможно, возвращение к вопросу о синхронном вступлении стран-участниц Таможенного союза в ВТО. Мы знаем, что Шувалов (Игорь Шувалов – вице-премьер РФ. – «БН.ру») сделал заявление, что Россия будет самостоятельно вступать в ВТО, для Белоруссии вступление в ВТО самостоятельно – это очень затруднительно из-за ситуации, которая складывается со стороны США и Евросоюза по отношению к Белоруссии. Такая же проблема возможна для Казахстана», - комментирует политолог Дмитрий Болкунец.
Сдержанный оптимизм
Отразились ли эти аргументы на переговорах по пошлинам на нефть и иномарки в рамках ТС, и если отразились, то в какой степени, можно только предполагать.
Однако совершенно очевидно, что Казахстан гораздо больше Беларуси удовлетворен тем, как развивается Таможенный союз. По крайней мере, его представители не скупятся на положительные оценки работы ТС. Карим Касимов отмечает, например, что за время существования союза товарооборот между Казахстаном и Белоруссией вырос на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По его словам, президент страны Нурсултан Назарбаев убежден, что работа ТС пойдет на пользу всем его членам. «На постсоветском пространстве впервые появилось объединение, которое принимает решения, и они выполняются», - заявил Масимов.
Его коллега Сергей Сидорский не порадовал публику столь восторженными отзывами. Его комментарии предельно обтекаемы: «Важно, что мы сегодня движемся по созданию единого таможенного тарифа, единой таможенной территории, и есть желание экспертов максимально сблизить позиции и работать без ограничений и изъятий». Белорусские лидеры и до этого не раз высказывались насчет того, что ТС не оправдывает их ожиданий.
Возможно, эта сдержанность – следствие того, что Сидорскому пока не удалось выполнить поручение своего президента – добиться отмены пошлин на нефть и снижения – на иномарки. Скорее всего, результаты переговоров ВОТС станут известны уже завтра.

Текст: Ольга Мягченко