«Два года назад мы проводили в Петербурге совещание Союза Европейских конгресс-городов. В наш город приехали коллеги из других стран. Приехали, посмотрели и решили: вы (Петербург) пока не способны проводить крупные конгрессы. Хотя вполне можете работать в формате 500–600 человек», – сказала директор по маркетингу, руководитель московского представительства Галереи отелей Cronwell Hotels&Resorts, Югра Сервис групп, Юлия Рыбакова.

Ведущий эксперт-аналитик департамента консалтинга GVA Sawyer Владислав Фадеев продолжил тему: «Основными критериями для организаторов конгрессов является близость к транспортным узлам – аэропорту, морскому порту и пр. Кроме того, это удобство размещения участников конгресса, иначе говоря – гостиница. Эти два, может быть, не очень существенных, но весьма значимых для организаторов конгресса фактора играют важную роль при выборе площадки для проведения любого статусного мероприятия. Из больших площадок, способных принять более тысячи участников, в городе существует только «Ленэкспо» – 2800 гостей. Однако комплекс удален от крупных транспортных узлов. В будущем «Ленэкспо» окажется недалеко от морского вокзала «Морского фасада», но это в будущем. А с точки зрения проживания в непосредственной близости находится лишь гостиница «Парк Инн Прибалтийская». Принимая во внимание только эти два фактора, приходим к выводу: в Петербурге идеальных площадок для проведения крупных конгрессов нет».

Экс-организатор CRE Awards, директор по развитию EASI Becar Екатерина Емельянова возразила, что в Петербурге есть большие и красивые площадки – Михайловский зал, Таврический дворец, Мухинское училище… Но проводить в них мероприятия высокого уровня невозможно из-за технической неоснащенности этих объектов. «Люди, приезжающие на большие конгрессы, требуют определенного качества услуг. К сожалению, город сейчас не может предложить сервис на таком уровне, которого требуют мировые стандарты», – заключила Екатерина Емельянова.

Право выбора
На первый взгляд, кажется, чего проще – взять и настроить конгресс-центров. Заместитель директора департамента консалтинга компании Сolliers International (СПб) Евгения Васильева отметила, что интерес к созданию конгресс-холлов у девелоперов есть давно. Но сразу дополнила: «Однако он всегда остается на уровне идеи. Когда проект отправляется в проектную доработку, эта функция отпадает или сжимается до минимума». Причины банальны, объяснила Евгения Васильева: «Многие консультанты-эксперты уверяют, что в составе многофункциональных комплексов (МФК) или в гостиницах функция конгресс-холла вполне оправданна. К тому же и для самого девелопера это может быть выгодно – способствует минимизации рисков. Также понятно, что конгресс-холл – не самый доходный вид недвижимости, но за счет других функций, существующих в МФК или гостинице, этот конгресс-холл может работать до тех пор, пока его доходность не увеличится. Однако девелоперы считают функцию конгресс-холлов одной из самых сложных: управление недвижимостью вообще и управление конгресс-холлом – разные вещи». Безусловно, девелопер мог бы найти управляющую компанию. «Но в нашем городе найти подобную управляющую компанию он не может», – добавила Евгения Васильева.

Впрочем, стоит признать, что немалую роль в отказах от строительства конгресс-холлов играет еще и доходность объекта, которая, по словам Владислава Фадеева, «на порядок ниже доходности офисной или торговой недвижимости».

«Управляющие компании существуют если не в Петербурге, то в мире. В этой отрасли все как с гостиничными сетями: управляющая компания приходит в город и управляет. Существуют и другие способы – можно приглашать топ-менеджмент, а можно отправлять на стажировку свой персонал. Варианты есть. Вопрос о том, кто будет управлять конгресс-холлом, должен возникать на ранней стадии проектирования конгресс-центра, а не после того как объект построен», – вступила в разговор директор по маркетингу ЗАО «ЭкспоФорум» Ольга Шестакова.

«Конечно, можно попытаться нанимать, можно просчитать расходы на управляющую компанию, но как считать девелоперу свои доходы, когда в городе нет схожих объектов? Непонятно, чем будет зарабатывать объект. Легче построить бизнес-центр и сдавать его в аренду в течение нескольких лет – тут всем ясно, как зарабатывать», – сказал Владислав Фадеев.

Понастроят тут
Как признались участники круглого стола, оценить истинное положение вещей сложно еще и потому, что нет нормальных исследований. «Факты либо не достоверны, либо они искажены. Мы заказали для себя несколько аналитических разработок, и могу сказать, что лучшего и более полного исследования, чем у нашей компании, нет ни у кого. Мы хотя бы понимаем, что из себя представляет этот рынок», – рассказала Ольга Шестакова.

В ситуации, когда непонятен спрос, при отсутствии профессиональных управленцев и низкой рентабельности бизнеса, на строительство конгресс-центра решится не каждый девелопер, а лишь по-настоящему отчаянный или обладающий дешевыми и длинными финансовыми ресурсами. И такая компания нашлась.

Фирма «ЭкспоФорум», связанная со структурами «Газпрома», ведет строительство конгрессно-выставочного центра около аэропорта Пулково. Компания инвестирует около $1 млрд в создание комплекса, который разместится на территории площадью 56,2 га рядом с Пулковским водохранилищем, рекой Пулковкой и Петербургским шоссе. Он будет включать в себя семь выставочных павильонов общей площадью 100 тыс. кв. м, а также конгресс-центр с основным залом на три тысячи человек и общей вместимостью до семи тысяч человек. Проект также предусматривает две гостиницы высокого сегмента на 450 номеров, бизнес-центр площадью 24 тыс. кв. м и объекты сопутствующей и инженерной инфраструктуры.

Менеджер по связям с общественностью ЗАО «ЭкспоФорум» Екатерина Боголюбова рассказала о будущем объекте компании: «Наш конгресс-центр рассчитан на мероприятия, в которых могут принимать участие до трех тысяч человек, с возможностью разделения этой аудитории на два помещения – на одну и две тысячи человек. В соответствии с европейскими стандартами у нас будут дополнительные аудитории – на 80% мест от числа основного зала. Мы сможем трансформировать их в небольшие залы с количеством посетителей от 50 до 500 человек каждый. Таким образом, любое мероприятие с численностью до трех тысяч участников может быть проведено на наших площадях. Если потребуется увеличить число мест, за счет выставочного комплекса мы готовы расширить свои площади, чтобы вместить до семи тысяч участников».

Для реализации столь масштабного проекта компания не только изучала рынок, но и консультировалась с международными операторами. «В своей работе мы руководствовались рекомендациями операторов, которые принимают участие в организации крупных конгрессов и реально понимают, какие тендеры на проведение конгрессов они могут выиграть. Мы уверены, что если появится предложение, то спрос возникнет», – объяснила Ольга Шестакова. Загружать площади в компании планируют не только за счет конгрессов, но и за счет спортивных, музыкальных мероприятий. Кроме этого Ольга Шестакова не исключает, что использовать павильоны могут организации, занимающиеся продюсированием телесериалов и фильмов.

Хочется праздника!
Юлия Рыбакова считает, что Петербург смог бы стать городом, где проходят крупные конгрессы. «По нашим исследованиям, в России могут претендовать на проведение крупных конгресс-мероприятий всего несколько городов. Первый – Москва, в силу того, что там расположено много компаний во главе с руководством, принимающим решения. Петербург – второй город, он очень привлекателен с точки зрения туристического ресурса, поэтому им интересуются люди, которые организуют подобные мероприятия. Третий – Сочи. И есть еще Уральский и Сибирский регионы».

Со своей стороны, директор центра маркетинговых исследований и маркетинга «Ленэкспо» Михаил Красавцев заявил, что кризис не навредил Петербургу. «После кризиса цены на участие в конгрессно-выставочной деятельности в Москве упали, многие организаторы отказались от проведения целого ряда выставок. А в Петербурге таких явлений не наблюдается. Объяснение этому простое – содержание петербургских мероприятий изначально правильно ориентировано – раздутых, одноразовых среди них не было», – объяснил Михаил Красавцев.

Эксперты уверены, что ежегодного проведения одного-двух масштабных мероприятий для Петербурга – мало, как и площадок для их проведения. «Петербург сейчас находится на этапе самоопределения. Здесь можно использовать разные стратегии: привлекать крупные конгрессы, предоставляя им свои инфраструктурные возможности, взращивать собственные уникальные события, такие как Петербургский экономический форум, Банковский конгресс. Надо запускать проекты зимой, когда отельеры и конгрессно-выставочный бизнес испытывают острую недозагрузку площадей. Идти в сторону локальных культурных событий со своей спецификой – Фестивали корюшки, всевозможные спортивные, фэшен-события», – высказала свое мнение Юлия Рыбакова.

В одной упряжке
Чтобы добиться развития отрасли, необходимо очень мощное партнерство бизнеса и власти. Об этом говорила генеральный директор Агентства BC Communications Ольга Гаврилова: «Мне кажется, у города есть возможности развивать не только крупные мероприятия, но и средние с количеством участников от 600 до 800. С небольшими мероприятиями до 300 персон бизнес справится сам».

По сути, представители бизнеса признают, что дальше развивать отрасль в одиночку они не смогут. «В Европе инициаторами проведения масштабных мероприятий выступают крупнейшие отраслевые ассоциации. У нас профессиональные союзы очень слабы и не могут этим заниматься. К тому же любая конгрессно-выставочная деятельность опирается на поддержку государства», – напомнил руководитель конференц-проектов Центра бизнес-обучения «ДелУм» Группы компаний «Музей» Александр Макаров.
С необходимостью поддержки со стороны государства согласна и руководитель дирекции маркетинга, рекламы и информации «Ленэкспо» Анна Кузьмичева: «Развитию конгрессно-выставочной деятельности в Петербурге серьезно препятствует транспортная доступность города. Посмотрите, как к нам едут! Через Москву и Финляндию. С одной стороны – мы говорим о привлечении конгрессов в Петербург, с другой – давайте попробуем доехать в наш город напрямую, не на перекладных. Бизнесмены тратят очень много времени на пересадки. Добавьте сюда визовые проблемы, миграционное законодательство, таможню (с ввозом экспонатов). Все это – вопросы госрегулирования».

В целом у бизнеса очень много вопросов к государству – начиная с работы общепита и стандартов питания в городе, ценообразования в гостиницах, всевозможных грантов и заканчивая возможностью участия первых лиц в различных крупных конгрессах.

Впрочем, сказать, что власть глуха к просьбам бизнеса, нельзя. Начальник отдела конгрессно-выставочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Павлович сказал, что самая большая проблема – отсутствие в городе структуры, которая бы занималась привлечением мероприятий в Петербург: «У нас бизнес разделен. Нет взаимосвязи бизнеса и власти. Каждый пытается все сделать сам. На протяжении 15 лет говорим о необходимости создания конгрессного бюро. Я не знаю, почему этого еще не произошло. Были попытки, но это были попытки ряда компаний внутри себя объединиться и себя же продвигать. Не город, а себя! Сейчас мы пришли к выводу, что создать такую структуру необходимо». Алексей Павлович рассказал, что к концу года в Петербурге появится программа по развитию конгрессно-выставочной деятельности и конгресс-бюро, в работе которого могут принять участие все заинтересованные компании города. «Думаю, что этот центр будет создан в рамках государственно-частного партнерства», – добавил Алексей Павлович.

Участники круглого стола с интересом восприняли информацию от городской администрации. «Конечно, можно сказать, что делает город мало. Но факт остается фактом – город пытается развиваться в этом направлении. Пускай это только начало, но оно уже позволяет верить, что процесс пошел. Я как представитель заказчика очень нуждаюсь в такой структуре, которая помогала бы организовывать и проводить конгрессы. Предоставляла бы полную информацию о компаниях, работающих в этом направлении», – подытожила Анастасия Лебедева.

Надежда умирает последней
В итоге участники обсуждения решили, что только совместными усилиями бизнеса и власти можно развивать конгрессно-выставочное направление в Петербурге. Правда, никто не питает особых иллюзий по поводу скорого изменения ситуации на рынке, но надежда есть: скоростная дорога между Москвой и Петербургом будет построена, реконструированный аэропорт Пулково и современный конгресс-центр «ЭкспоФорума» когда-то заработают, а программа городского правительства принесет свои положительные результаты. Осталось подождать пару лет, чтобы понять, изменит ли все это ситуацию на рынке конгрессно-выставочной деятельности.
 


В КРУГЛОМ СТОЛЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

Алексей Павлович – начальник отдела конгрессно-выставочной деятельности,
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, Правительство Санкт-Петербурга

Юлия Рыбакова – директор по маркетингу, руководитель московского представительства Галереи отелей Cronwell Hotels&Resorts, «Югра Сервис групп»

Александр Макаров – руководитель конференц-проектов Центра бизнес-обучения «ДелУм», Группа компаний «Музей»

Ольга Гаврилова – генеральный директор, Агентство BC Communications

Владислав Фадеев – ведущий эксперт-аналитик департамента консалтинга, GVA Sawyer, Санкт-Петербург

Евгения Васильева – заместитель директора департамента консалтинга, Colliers International

Ольга Шестакова – директор по маркетингу, ЗАО «ЭкспоФорум»

Екатерина Боголюбова – менеджер по связям с общественностью, ЗАО «ЭкспоФорум»

Анастасия Лебедева – директор по маркетингу, рекламе и PR, корпорация «Адвекс. Недвижимость»

Екатерина Емельянова – директор по развитию, EASI Becar

Михаил Красавцев – директор центра маркетинговых исследований и маркетинга, «Ленэкспо»

Анна Кузьмичева – руководитель дирекции маркетинга, рекламы и информации, «Ленэкспо»

Текст: Игорь Фёдоров