На очередных слушаниях комиссии по расследованию причин возникновения кризиса Конгресса США, показания давали две ключевые персоны по спасению финансовой системы Соединенных Штатов путем вливания государственных средств. Это Генри Полсон (Henry Paulson) - бывший министр финансов, занимавший пост в разгар кризиса в 2008 году и его преемник, а в прошлом президент Федерального резервного банка в Нью-Йорке - Тимоти Гайтнер (Timothy Geithner). Оба должны были пролить свет на самые темные уголки Уолл-стрит. На этот раз комиссия сосредоточилась на теневой стороне банковской системы.

Министр финансов Гайтнер сказал, что параллельная, или теневая банковская система, состоящая из небанковских кредитных организаций, росла быстрыми темпами в течение последних нескольких десятилетий, конкурируя с традиционными кредитными организациями. Активы небанковских кредитных организаций на пике развития рынка достигли $8 трлн. «По мере того, как кризис усиливался, система постепенно дестабилизировалась и инвесторы запаниковали. В ответ, правительство вынуждено было пойти на агрессивные меры, утвердив новые правила, чтобы избежать новой Великой депрессии», - отметил Гайтнер.

«Это оказался провал в области рыночной дисциплины в чистом виде», - продолжал министр, ссылаясь на быстрое накопление рискованных ценных бумаг в теневой банковской системе. Если бы регулирующие органы обладали бы большими полномочиями по пресечению рискованных банковских операций «не было бы такой острой необходимости в принятии чрезвычайных мер. «Это основная причина, почему необходима финансовая реформа», - сказал Тимоти Гайтнер.

Полсон в своих показаниях в основном поддержал Гайтнера, однако при этом предостерег законодателей от чрезмерного регулирования нетрадиционной банковской экономики. Он высоко оценил теневую банковскую систему, заявив, что она принесла большую пользу стране, предоставляя краткое и долгосрочное финансирование для муниципальных органов власти, корпораций и частных лиц. «Эти кредитные рынки принесли большую пользу нашей стране, стимулировали экономический рост и процветание на всех уровнях нашей экономики», - говорил Полсон.

При этом он признал, что система дала сбой «омрачала картину глобальными эксцессами» и страдала от отсутствия «нормативов». «Однако, - продолжал Полсон, - законодатели не должны вместе с водой выплеснуть и ребенка. Нельзя в спешке решать проблемы с недостатками во внебанковской финансовой системе. Мы не должны возвращаться к системе консолидированных, монолитных коммерческих банков».

Полсон, воспользовавшись возможностью, чтобы предложить свои объяснения тех факторов, которые привели к кризису, заявил, что «пузырь» на рынке жилищного строительства, явился еще и результатом политики правительственных организаций и безответственности как со стороны заемщиков, так и кредиторов, а именно: Fannie Mae и Freddie Mac. Причины кризиса, по мнению Полсона также коренятся в дисбалансе глобальных потоков капитала и в «архаичной системе финансового регулирования». «Многие ошибки были совершены всеми участников рынка, в том числе финансовыми институтами, инвесторами, регулирующими органами, рейтинговыми агентствами, а также разработчиками финансовой политики», - заявил Полсон. Он поддержал государственные меры, которые были предприняты для защиты системы, но при этом добавил, что определенные «риски» остаются. «Целый ряд фундаментальных причин возникновения кризиса не решаются и остаются источником опасности для нашей страны», - сказал бывший министр финансов.

Текст: Лев Шехтман, Нью-Йорк, США