Постановление правительства Петербурга об учреждении экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям было принято в конце марта этого года. Однако, по словам заместителя председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Николая Сорокина, регламент работы комиссии в его комитет еще не поступил. Сам Николай Сорокин о своем назначении заместителем главы комиссии узнал только сегодня. «Я пока не знаю, как именно она будет работать, какие вопросы решать, каков будет ее статус и вес ее решений. А также будут ли заседания комиссии открытыми, по примеру Градостроительного совета, или закрытыми – по примеру комиссии по землепользованию и застройке», - заявил Николай Сорокин.
Председателем новой структуры назначен вице-губернатор Роман Филимонов. В числе его заместителей - замглавы комитета по строительству Владимир Кузнецов, главный архитектор города Юрий Митюрев и заведующий кафедрой «Основания и фундаменты» Петербургского госуниверситета путей сообщения Владимир Улицкий. В составе комиссии – 35 человек. Владимир Улицкий сообщил, что грунтовая комиссия в Петербурге существовала еще в 1893 году. В советские годы в городской администрации также были комитеты и управления, занимавшиеся вопросами подземного пространства. Сам Улицкий возглавлял аналогичную комиссию в 1994-2005 годах.
Специалисты считают, что сейчас Петербургу особенно важно больше внимания уделять подземному строительству. Во-первых, потому, что много строительных проектов в той или иной степени предусматривают вторжение в подземное пространство. Во-вторых, готовятся поправки в ФЗ «О недрах», которые предполагается рассмотреть уже в этом году. И Петербург планирует участвовать в связанных с этим законодательных инициативах. И, в-третьих, никто не отменял рисков по освоению подземного пространства, а они у нас должным образом не изучаются.
«В любом городе есть геологические риски, но в Петербурге специфика в том, что, например, около 3,7% всей территории – это погребенная гидросеть. Всего по городу в разные годы для застройки территорий было засыпано около 130 водотоков. В начале прошлого века по Лиговскому проспекту шел канал, много каналов в свое время было на Васильевском острове. Я уже не говорю о болотах, которых у нас тоже хватало. Второй существенный риск – выделение биогаза, который образуется в подземном пространстве и уже приводил ко взрывам в некоторых районах города. Еще одна проблема – образование радона в подземных сооружениях. Это опасный радиоактивный элемент. В недрах Петербурга достаточное количество палеодолин, одна из которых стала причиной аварии в метро на площади Мужества», - говорит Николай Сорокин. 
Падают
О том, что подземному строительству нужно уделять больше внимания, еще два года назад говорил заместитель гендиректора ЗАО «Петербургский НИПИград» Владимир Аврутин. Он отмечал, что ни в Петербурге, ни на федеральному уровне нет регламентов на эту тему. Тогда петербургские специалисты собирались обратиться к опыту московских коллег, где вопросы подземного строительства регламентированы несколькими законами.
Однако и спустя два года ничего не изменилось. «Мы отстали в этом смысле не только от других европейских городов, но даже от Москвы», - заявил завкафедрой геотехники Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев. В столице есть концепция законопроекта «О недропользовании в Москве», утвержденная еще в прошлом году. Правда, закон до сих пор не принят, отмечает Рашид Мангушев, но все действия в отношении подземного пространства согласовываются с этим документом. Координационный совет по подземному строительству был создан в Москве еще в 2007 году.
«В течение последних 30 лет денег на изучение подземного пространства Петербурга не выделялось. При этом мода на подземное строительство у нас в городе активно развивается. Возникает проблема: техника и технологии для этого завозятся почти исключительно с Запада. Но наши недра неподвластны варягам. А своих нормативов, связанных с подземным строительством, своих технологий у нас нет. Практически все ошибки, которые привели к нарушениям зданий, допущены при работе иностранных застройщиков», - считает генеральный директор ЗАО «Геострой» Анатолий Осокин.
В числе таких ошибок специалисты называют, например, строительство второй сцены Мариинского театра. «Сколько уже там произошло историй, связанных с повреждением соседних зданий! Например, дома по Минскому переулку получили деформацию 70 см. Только в последние три-четыре месяца нам удалось добиться, чтобы осадки вышли на стабильные нулевые значения. Но сколько денег на это было потрачено – я даже вам не скажу», - возмущается Рашид Мангушев.
По его данным, около 60% фундаментов старых зданий в исторических районах города изначально были перегружены еще в эпоху своего строительства, в XVIII-XIX веках. Со временем нагрузка на них увеличилась еще больше, здания стали оседать, образовывались трещины. Особенно это опасно, если по соседству с такими домами начинается другое строительство. Тем более – с освоением подземного пространства.
«При возведении торгового комплекса «Стокманн» на площади Восстания застройщик уверял, что предельно допустимый уровень осадка (20-30 мм) не будет превышен. А в итоге мы получили осадку дома №112 по Невскому проспекту на 95 мм – это критическая цифра. От летального исхода этот дом спасло только то, что «Стокманн» строится быстро, и разрытый котлован не стоял долго открытым. Но нельзя, чтобы безопасность окружающих зданий зависела только от авральных темпов строительства. Никто не гарантирует, что объект будет построен в запланированные сроки», - считает генеральный директор компании «Геореконструкция» Алексей Шашкин. По его словам, так и случилось с комплексом зданий РАО «ВСМ», который в конце 1990-х предполагалось построить около Московского вокзала. Проект не был реализован, вырытый там котлован простоял открытым около десяти лет. Из-за этого деформировались окружающие объекты, а дома №26 и №30 по Лиговскому проспекту разрушились. Потом стройку возобновили – и снова это отразилось на соседних зданиях. Например, дом №44 по Лиговскому проспекту, известный как Дом Перцева, за все время истории с ямой дал осадку на 15 см, из них после возобновления строительства, то есть после 2006 года, - на 8 см.
В качестве удачного примера ученые приводят комплекс «Атмосфера», который построил на Комендантской площади холдинг «Адамант». Здесь есть подземный многоуровневый паркинг. Но так как комплекс находится в 120 м от ближайших зданий и были выбраны правильные технологии строительства, окружающие объекты не пострадали.
Ученые не против углубления под землю в центре города. Но считают, что это должно сопровождаться серьезными компенсационными процедурами. «В Амстердаме, в центральной части города, сейчас заканчивается прокладка метро. Так все здания в этом районе были пересажены на сваи – в результате ни одно не пострадало. Но это очень дорого. Не каждый инвестор пойдет на это. В некоторых случаях логичнее отказаться от слишком большого углубления. Например, когда мы получили как консультанты проект подземного паркинга компании «Импульс» на Конюшенной площади, там предполагалось четыре подземных этажа. Сейчас застройщик взвесил свои возможности и сократил проект до одного заглубленного этажа», - сообщил Рашид Мангушев.
Подземное беззаконие
Больная тема для подземных строителей – законодательство и нормативная база. С тех пор как в 1995 году начал действовать ФЗ «О недрах», было принято много других законов, с которыми он вступил в противоречие. Скажем, неясно, как застройщику регистрировать свой подземный паркинг. Земля под объектом (в данном случае логично было бы говорить о земле над объектом) на глубину до 5 м регистрируется по Земельному кодексу РФ. То, что ниже, - по закону «О недрах». Как поступать в таких случаях, когда все сооружение расположено под землей, неясно. Как поясняют специалисты, если буквально следовать закону «О недрах», то каждый эпизод освоения подземного пространства нужно согласовывать в федеральных структурах. Пока случаи подземного строительства были единичны, это особых проблем не вызывало. Сейчас таких проектов стало много, и каждый из них согласовывать на федеральном уровне накладно и долго.
СНиПами подземные вопросы практически не затронуты. «В 2004 году время наша комиссия разработала некоторые нормативы по подземному строительству. Но на федеральном уровне их так и не приняли. В 2008 году мы снова предложили свои услуги Минрегиону. Но нам сказали: не надо», - сетует Владимир Улицкий.
Из-за того, что законы противоречат друг другу, а многие вопросы, касающиеся освоения подземного пространства, вообще не урегулированы, возникает множество коллизий. Например, когда «Стокманн» в ходе строительства своего комплекса, взялся укреплять соседние здания, владелец одного из них, ООО «Фремад-отель» (улица Восстания, 4), отказался от этого. Застройщику не удалось обязать его согласиться с пересадкой дома на сваи даже через суд. Проблема в том, что по федеральному закону «О недрах» вся земля глубже 5 м принадлежит РФ. А насчет оформления прав собственности на пятиметровый слой в законодательстве четких разъяснений нет. Этим и воспользовался «Фремад-отель», заявив, что тоже собирается реконструировать свое здание, задействовав подземное пространство. А если объект укрепят сваями, то затраты собственника на реализацию проекта существенно возрастут.
«Это очень опасный прецедент, так как любой собственник может поступить точно так же. Если это будет жилой дом, обитатели которого не захотят, как большинство граждан, чтобы не только по соседству, но и в их доме велись строительные работы, то последствия могут быть трагическими», - считает Николай Сорокин. Действительно, в конце прошлого года с фасада дома №4 по улице Восстания обрушился на тротуар кусок карниза. Ранее рухнул лицевой корпус дома 114 по Невскому проспекту, треснул дом на Невском, 110.
По мнению Николая Сорокина, нужно законодательно прописать, что работы по обеспечению безопасности должны проводиться на объектах в подобных случаях.
Алексей Шашкин против такой постановки вопроса: «Мы не можем обязать собственника соглашаться на все предложения застройщиков соседних участков, это может привести к произволу. Почему он должен укреплять свой дом сваями, если собирается его реконструировать? Почему он должен действовать в ущерб себе? Я думаю, что в таких вопросах нужно искать некую золотую середину. И это может занять очень много времени. В Лондоне, например, такие вопросы улаживаются по семь лет».
Специалисты не сходятся во мнении и насчет того, нужно ли принимать специальный закон об освоении подземного пространства или достаточно ограничиться поправками в действующее законодательство. Тем не менее они собираются направить в Госдуму РФ свои соображения по поводу возможных изменений в ФЗ «О недрах». С аналогичной инициативой уже выступили и московские власти. Поправки будут рассмотрены в 2010 году.
Заполнить вакуум
Пока нет ни нормативов, ни законов, петербургская комиссия рассчитывает на роль консультанта и арбитра в разрешении спорных «подземных» вопросов. По мнению Алексея Шашкина, это особенно важно в кризисное время: «Кризис для подземного строительства сыграл двоякую роль. С одной стороны, он остановил эту безудержную страсть зарываться в землю любой ценой. И это хорошо. С другой – заставил экономить каждую копейку, и застройщик, разумеется, экономит прежде всего на безопасности, принимая проектные решения, не предусматривающие всех возможных проблем».
Эксперты считают: какую технологию подземного строительства ни используй, все равно влияния на соседние здания не избежать. Главное - выбирать, ради чего стоит рисковать, а ради чего – нет. И кто будет платить за риск и за снижение воздействия на окружающие объекты. Например, развязка под площадью Восстания, по мнению Шашкина, нужна для решения транспортных проблем. И на такой риск и такие затраты городу стоит идти. А вот насчет очередного торгового комплекса, который обещает возвести там «Адитум», он сомневается. Как и по поводу того, что город спасут от транспортного коллапса несколько подземных парковок на 300-400 мест в исторических районах Петербурга.
«Конечно, проще всего вообще запретить подземное строительство. И такие примеры в мире есть. В Стокгольме есть один район, где не только запрещено строительство, в том числе и подземное, но даже въехать туда ни на чем, кроме велосипеда, нельзя. Но остановить развитие города все равно невозможно. Просто нужно реально оценивать ситуацию и возможные риски и принимать технические решения с наименьшим воздействием на окружающие здания», - уверен Рашид Мангушев.

Текст: Ольга Мягченко