В конце апреля ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» выпустит на рынок новый продукт – питьевую воду среднеценовой категории «Живой ручей», добываемую из артезианской скважины в Ярославле. Она будет выпускаться в бутылках 0,5 литра и 1,5 литра. Как сообщили в пресс-службе компании, «в текущих условиях нестабильной экономической ситуации, усиления регулирования пивоваренной отрасли, «Балтика» находит новые пути для укрепления своих позиций на рынке». Тестовые продажи «Живого Ручья» начнутся в европейской части России, для продвижения воды компания «Балтика» планирует использовать свою сеть дистрибуции.
«Выпуская воду «Живой ручей», компания «Балтика» укрепляет свои позиции в непивном сегменте, - заявил вице-президент по маркетингу компании Денис Шерстенников. - В прошлом году мы запустили успешную новинку – квас натурального брожения «Хлебный край», теперь предлагаем нашим покупателям питьевую артезианскую воду «Живой ручей».
Пивные проблемы
Аналитики связывают стремление «Балтики» закрепиться на новом для себя рынке с общим падением спроса на пиво, а также ужесточением в отношении него федеральной политики. Впервые о планах по выходу в сегмент безалкогольных напитков «Балтика» объявила еще в начале 2008 года, когда рынок пива перешел из стадии роста в стадию стагнации. Реализация программы началась весной прошлого года, когда «Балтика» начала производство кваса «Хлебный край».
«Пивная» статистика на этом фоне продолжает ухудшаться. В 2009 году, по данным Росстата, производство пива в России сократилось на 4,8% (до 108,5 млн гкл), а в 2010 году эксперты ожидают его ещё более существенного снижения в связи с увеличением с 1 января пивного акциза в три раза (с 3 до 9 руб. за 1 л). Например, по данным Росстата, производство пива в январе – феврале 2010 года снизилось на 29,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Правда, эксперты связывают это в том числе и с холодной зимой.
При этом производство бутилированной воды в прошедшем году также сократилось - по данным Euromonitor, в 2009 году российский объем рынка бутилированной воды составил 2,9 млрд л, что на 8,3% меньше уровня 2008 года. Однако ожидается, что в 2010 году рынок восстановится и даже может начать рост.
«Компания поступает правильно, выходя на новый и перспективный рынок, - считает Элла Кутовая, редактор AquaExpert.ru. – Если апогей производства пива уже явно позади, но основной рост рынка бутилированной воды ещё впереди, так как у нас пока культура её питья не развита».
Всегда Соса-Cola
В то же время, аналитик ЗАО ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк отмечает, что «Балтике» придется столкнуться с серьезной конкуренцией, и компенсировать падение производства пива за счет безалкогольных напитков будет сложно. Будучи лидером рынка пива, «Балтика» вряд ли сможет претендовать на лидерство в новых сегментах.
«С нашей точки зрения, проект выпуска воды «Живой ручей» выглядит весьма перспективным, - говорит Александр Игнатюк. - Сильная сбытовая сеть и лучшие полки в супермаркетах, которые занимает ПК «Балтика», дают основания полагать, что на долю рынка в 3-4% на первоначальном этапе концерн вполне может рассчитывать. Тем не менее, компания столкнется с очень сильными конкурентами, в первую очередь это Coca-Cola и PepsiCo, и небольшой дисконт в ценах «Живого Ручья» едва ли сможет поколебать предпочтения потребителей. Таким образом, дополнительный доход в $50 млн вряд ли сможет компенсировать потери компании от падения продаж пива».
Справка БН: