Банк России готовится к тому, чтобы отказаться от забот о стабилизации валютного курса. Однако самовольно отпустить рубль в свободное плавание и сосредоточиться на управлении инфляцией ЦБ не может, поскольку обеспечение защиты рубля ему предписывает закон.

«У Банка России ограничены возможности управления процентными ставками из-за того, что фиксированный курс вменен законодательством», - заявил глава департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Швецов на конференции ММВБ. «ЦБ готовит себя к переходу к инфляционному таргетированию, но сам переход - это политическое решение. С нынешним законом (о Банке России) невозможно управлять денежной массой, инфляционными процессами. Это является узким местом», - сказал Швецов.

Принятие такого решения в краткосрочной перспективе вряд ли возможно, однако в последнее время переход к свободному курсу рубля обсуждается все чаще и, судя по всему, дискуссия по этому вопросу идет в конструктивном ключе, говорит аналитик Ренессанс Капитала Николай Подгузов. По его словам, это решение может быть принято, но, скорее всего не в 2010 году.

Укреплению рубля сейчас способствуют продажи на внутреннем валютном рынке экспортной выручки, полученной от продажи сырья. Чтобы сдержать резкие колебания курса (в данном случае - быстрый рост) и таким образом выполнить предписания закона, Банк России вынужден проводить достаточно активные валютные интервенции. Только в марте 2010 года Банк России купил $14,484 млрд, а всего за первый квартал ЦБ купил около $31 млрд.

«При текущих ценах на нефть уход ЦБ с валютного рынка означает быстрое укрепление рубля (до 20–25 рублей за доллар)», - полагает аналитик Уралсиб Кэпитал Денис Порывай.

По его мнению, «российская экономика еще не созрела для перехода на свободный курс национальной валюты, которого, кстати говоря, в чистом виде нет в большинстве развивающихся стран мира». «По-видимому, курс рубля останется основным инструментом сдерживания инфляции в условиях высоких цен на нефть, в то время как процентные ставки будут играть лишь второстепенную роль», - полагает аналитик.

Избежать роста или падения курса рубля, когда этот процесс развивается вслед за ростом или падением котировок на товарном рынке, тяжело, говорит Николай Подгузов. Если сдерживать девальвацию, она происходит все равно, но при этом увеличиваются потери золотовалютных резервов, как это было в конце 2008 года. Борьба с укреплением рубля ведет к инфляции. «Сейчас ЦБ проводит интервенции на валютном рынке, но для этого требуется печатать рубли. В конечном счете это может привести к росту инфляции и дестабилизировать ситуацию в экономике», - говорит аналитик.

Однако отказаться от регулирования курса рубля мешают в том числе и опасения, что при нынешнем уровне цен на нефть «освобожденный» курс рубля будет укрепляться еще более быстрыми темпами, чем сейчас, и такое укрепление негативно отразится на российской экономике.

«В этом случае появляется краткосрочный позитивный эффект в виде снижения цен на импортируемые товары, которые доминируют в российском потреблении. Однако в качестве долгосрочного негативного эффекта от укрепления рубля резко увеличивается зависимость экономики от конъюнктуры рынка углеводородов. Сокращение притока средств по счету текущих операций в результате роста импорта приведет к высокой волатильности валютного рынка. Немногие отечественные производители, не входящие в сырьевой сегмент, не смогут конкурировать с подешевевшими импортными товарами и услугами», - отмечает Денис Порывай.

Действительно, конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке снижается при дорогом рубле, соглашается Николай Подгузов. Однако чтобы конкурентоспособность экономики росла, нужно повышать эффективность российских предприятий. Вряд ли стоит рассчитывать, что сдерживание укрепления рубля поможет тем производствам, эффективность которых даже при благоприятном — то есть относительно низком — курсе находится под вопросом.

Инфляционное таргетирование, к которому хотел бы перейти ЦБ, в классическом понимании выглядит следующим образом: «Регулятор снижает ставки, чтобы поддержать экономическую активность в стране, и повышает их, если видит, что экономическая активность находится на должном уровне, но возросли инфляционные риски», - поясняет Николай Подгузов.

По его словам, если ЦБ откажется от регулирования курса в пользу регулирования инфляции, колебания национальной валюты будут более значительными, но зато обстановка на денежном рынке и динамика инфляции станут более предсказуемыми. «Тогда можно будет задуматься о построении нормальной финансовой системы, о долгосрочных инвестициях», - говорит аналитик.

Текст: Елизавета Добкина