Неадекватное поведение клиента в экстремальных условиях – похоже, психологический конек риэлторов. Уж такое это нервное дело – сделки с недвижимостью.
Наколдуй мороз и солнце!
В этой квартире жильцы менялись нередко – такая у квартиры была судьба. Хозяйка предпочитала сдавать жилье молодежи; своих детей у нее не было, и это был ее своеобразный «налог за бездетность». Квартира стала практически «студенческой», а снимали ее все какие-то двоечники: не окончив курса, вылетали. Как правило, в зимнюю сессию. Самые долгоиграющие прожили десять месяцев. То есть продержались до летней сессии, а потом решили – а ну ее, эту учебу!
Тут и хозяйка решила, что ее «налог за бездетность» уже оплачен, и попросила Светлану найти жильцов посолиднее, чтобы жили хотя бы пару лет. Перед сдачей сделала хозяйка ремонт, и Светлана привела жильцов – двух женщин среднего возраста. Женщины назвались сестрами. Хотя сестры и произвели диковатое впечатление – в черной глухой одежде и с замедленной речью, но они выгодно отличались от студентов. Такие, решила Светлана, с места на место скакать не будут. И зажигательные вечеринки заполночь тоже вряд ли станут устраивать. Составили договор, заселили сестер.
Жалобы от соседей пошли уже через неделю. Хозяйка переадресовала их Светлане.
- Поют ночами. К людям пристают. В веру обращают. И ходит к ним столько народу, что двери подъезда не закрываются!
- Сектанты? - догадалась Светлана.
- Говорят, нет. Говорят – колдуны. И отвечают за погоду! А их самый главный колдун сейчас на слете! Приедет – весну наколдует!
Весны хотелось. Но, поскольку хозяйка квартиры и соседи по дому были жильцами недовольны, Светлана поехала разбираться.
Приехав, сразу приняла решение: выселять как нарушивших условия договора. В договоре был пункт, обязующий использовать квартиру только для проживания. А тут организовался стихийный офис секты колдунов. Именно так они себя гордо именовали – колдуны.
В течение дня и ночи – практически сутками – в квартиру туда-сюда сновали люди. О соблюдении тишины и речи не шло: пели громко и заунывно. Как раз под куплет Светлана и вошла в квартиру. Слов не разобрала, но пелось что-то в повелительном наклонении: «Дай, да-а-й». Кто-то что-то должен дать… Ныли и требовали очень агрессивно. Светлана вспомнила крикливых чаек из мультика «В поисках Немо». Они также назойливо орали «Дай-дай».
Светлане было ясно, что укротить и призвать к порядку агрессивных нытиков не удастся. Придется попросить покинуть помещение навсегда. И будет это непросто – того и гляди колдуны используют приемы НЛП ( нейро-лингвистическое программирование) и завлекут в секту!  
Интересы хныкающих собратьев представлял как раз самый главный колдун, вернувшийся со слета (с шабаша на Лысой горе - не иначе, подумала Светлана). Он солидно и долго объяснял Светлане про страшную экологию и недалекий конец света. Мелькали научные термины. Светлана незаметно скрещивала пальцы и гнула свое: жильцы дома и хозяйка против секты, поэтому квартиру придется освободить. Главный колдун напомнил недавние снегопады и намекнул, что этот коллапс – его рук дело. А то, что сейчас солнышко и все тает – тоже его молитвами. Если выселите, повлияю на погоду и нашлю тайфун – вот что читалось между строк.
- Я, знаете, даже главному метеорологу страны не очень доверяю. Прогнозы его если и сбываются, то только случайно. А уж прогнозы СМИ – совсем смешно. Они бы хоть в окно выглядывали, прежде чем про текущую погоду и облачность говорить. Так что в свете повального неверия всем предсказателям - и вам позвольте не поверить...- Что-то в этом духе с достоинством произнесла Светлана.
- Докажу, что мне можно верить! Завтра будет сильный снегопад! Специально для вас вызову последний в этом году! Накроет весь город!
- Лучше – солнце, если специально для меня! Снегопады надоели. А квартиру в любом случае освободить придется.
- Нет! Только снегопад, тогда убедитесь, что я – не метеоролог и про погоду не вру! Я ее сам делаю!
Конечно, Светлана в своем скепсисе слегка дрогнула: а вдруг – действительно он умеет колдовать!? Все-таки столько людей считают его Главным колдуном…
Но колдовство – колдовством, а дела земные для Светланы были как-то ближе и важнее. Осветив ближайшие действия компашке чародеев от метеорологии, Светлана убралась восвояси.
…А назавтра весь день светило солнце! И еще быстрее таял снег, нападавший за долгую зиму. Светлана даже увидела первый весенний ручей…
Что-то нервы расшалились…
На конечных этапах сделки с недвижимостью многие нервничают и скрыть этого не могут. Некоторое напряжение понятно – задействованы большие деньги, и пока люди не поймут, что все благополучно завершилось, расслабиться сложно. Наверное, то же состояние испытывал бедный крестьянин, покупая корову.
Нервничают по-разному: кто-то очень много говорит и рассказывает всем подряд историю своей непростой жизни; кто-то молча ходит взад-вперед по коридору. Однажды Светлана в ГБР подглядела – сидит спокойный клиент и читает книгу. И все бы здорово, но книгу он пятнадцать минут держал вверх ногами. Светлана ему на это указала, а он, отбросив книжку, честно сказал: «Не могу читать, нервничаю!» И затеял длинную историю про то, что его далекая родственница ушла от мужа к чужому мужу, а у того двое детей, а у кого-то из детей аллергия на все-все… Светлана сочувственно кивала, не вслушиваясь во всю эту чушь: мало кто из людей способен вести себя абсолютно адекватно, когда вершатся крупные покупки-продажи. Тем более на кону квартира.
Эти двое клиентов так же нервничали, как и большинство. Но после того, как все подписи были уже поставлены и деньги за квартиру переданы, Светланина клиентка горько разрыдалась.
- Что случилось!? Все в порядке, квартира ваша!
- Да-а… А почему он мне ручку свою не дал, подпись поставить?
Светлана припомнила: когда подписывались последние документы, покупательница просила ручку у клиента-продавца. Потом была какая-то заминка, и ручку дала Светлана. Клиентка продолжала хлюпать:
- Он, может, хочет своей ручкой теперь какой-нибудь документ подделать!
- Да ничего уже не подделать, все в порядке! Сделка состоялась, квартира ваша!
- А почему-у у тогда?..
- Да мало ли почему! Нервничал сильно; а может, грибка боится; а может, поклялся на крови никому никогда свою авторучку не давать!
- У меня нет грибка!
- Он-то не знает! Думает – есть. Но скорее нервничал сильно – вот как вы.
Потом клиентка стала плакать потому, что она плакала из-за ручки…
Кое-как Светлана успокоила перенервничавшую даму. Со всеми, мол, случаются странности поведения. Вышли вместе на улицу. Светлана процитировала знакомого психотерапевта: «Все психи, все»!
- И вы тоже бываете неадекватны? - поинтересовалась клиентка. – И психотерапевты тоже? То есть, то что с ним и со мной произошло – нормально?
Светлана еще раз успокоительно и солидно повторила ключевую успокоительную фразу: «Все психи, все»… А и правда, когда как все – не так обидно!

Текст: Ирина Смирнова