Государственная программа по субсидированию процентных ставок по автокредитам действует с начала 2009 года. Однако на первых порах в ней могли участвовать лишь четыре государственных банка, весьма требовательные к документальному подтверждению заемщиком своих доходов, да и условия кредита делали его малопривлекательным для очень большой категории клиентов. Однако осенью прошлого года условия программы кардинально были изменены. Круг кредитных учреждений был сперва расширен до двух десятков, а затем и вовсе увеличился до 90 банков. Кроме того, до 15% был снижен размер первоначального взноса, стоимость автомобиля, который может участвовать в программе, увеличена до 600 тыс. рублей, а срок кредита до 3 лет.
С февраля нынешнего года к ней прибавилась программа по утилизации старых автомобилей, в рамках которой за сдачу в утиль любого подобного автомобиля его владелец получает купон на 50 тысяч рублей. Им можно оплатить часть стоимости нового авто – что автоматически повышает максимальный порог программы до субсидированию процентной ставки до 650 тысяч рублей.
Поддержка рублем
Кардинальные изменения программы почти сразу же привели к всплеску продаж автомобилей в кредит. «На первом этапе действия госпрограммы, когда в ее рамках максимальная цена автомобиля составляла 350 тысяч рублей, она почти никак не влияла на наши продажи, - отмечает директор по продажам компании «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков. – А вот осенью, как только ее условия были изменены, мы провели со Сбербанком специальную акцию по продаже в кредит автомобилей Форд Фокус и благодаря ей продажи автомобилей выросли за месяц на 90%».
В целом же, по словам господина Шевелькова, по итогам 4 квартала 58% от общего количества всех автомобилей Форд Фокус, проданных частным клиентам, было продано в рамках госпрограммы. А их доля в общем объеме автомобилей, проданных в кредит, составила и вовсе 78%.
Упали, чтобы отжаться
В прошлом году доля продажах автомобилей в кредит упала с 50% до 28%, признает, между тем, главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка РФ Алексей Зуев. «По сравнению с предкризисным уровнем объем выдачи кредитов уменьшился в 2 раза, да и по сравнению с январем-февралем 2009 года показатели выдачи кредитов значительно снизились. Если за февраль 2009 года мы выдали автокредитов на 770 млн рублей, то за минувший февраль лишь на 400 млн рублей – признает Алексей Зуев. – Но тут нельзя забывать, что в январе-феврале прошлого года автодилеры ввиду нехватки средств предлагали большие скидки на автомобили. Да и многие покупатели спешили избавиться от наличности, потому что боялись обесценивания денег, а потому вкладывали их в различные материальные активы, в том числе и в автомобили».
Тем не менее, по мнению Зуева, налицо положительные тенденции. Выдача кредитов растет и если прошлой весной-летом, после февральского всплеска продаж рынок автокредитов сжался, то в этом году аналогичного развития событий ожидать уже не приходиться, в том числе и из-за запуска госпрограмм. Тем более, что в конце февраля ставка рефинансирования была вновь снижена, а значит вырос размер скидки по процентной ставке автокредитов. «Субсидирование государством ставок по автокредитам уже доказало свою эффективность, - говорит он. - Доля кредитов, выданных нашим банком в рамках госпрограммы, составила уже 32% от общего объема кредитов. Для сравнения доля кредитов, выдаваемых в рамках специальных программ автопроизводителей, составляет 30%».
«По итогам прошлого года спрос сместился в сторону более дешевых авто. Доля в общем объеме продаж машин стоимостью до $20 тысяч по итогам 2009 года составила 64%, а сегмент автомобилей, цена которых составляет от $20 до $30 тысяч, занял 20%, – отмечает директор петербургского кредитно-кассового офиса Русфинанс банка Петр Меликов. – В этих условиях госпрограмма, действительно, стала эффективным инструментом повышения продаж автокредитов. Мы присоединились к программе 17 ноября прошлого года и на сегодня уже 16% от общего числа выданных кредитов в нашем портфеле занимают кредиты в рамках госпрограммы по субсидированию ставки».
Мал купон да дорог
Рассчитывают банкиры и на программу по утилизации старых автомобилей, которая в качестве эксперимента будет действовать до ноября нынешнего года. Тем более, что дилеры уже вовсю принимают заявки от потенциальных клиентов, желающих оплатить часть своей новой машины купоном, полученным за сдачу старой.
«На начало марта мы получили уже 87 заявок в рамках программы по утилизации и продолжаем ежедневно получать по 7-10 новых заявок, – говорит Михаил Шевельков. – Программа явно пользуется спросом. Скажу больше, специально для ее участников завод Форд с апреля начнет предлагать Форд Фокус облегченной комплектации, хэтчбэк с двигателем 1,4 литра, который с учетом купона будет стоить от 389 тысяч рублей».
Конечно, в программе утилизации есть некоторые подводные камни. Скажем, рассчитывая на купон в 50 тысяч рублей, надо понимать, что его получение будет стоить до 5-6 тысяч рублей наличными. Ведь если доставка старого авто на переработку осуществляется за счет государства (технически контролировать этот процесс, скорее всего, будет автодилер, которому автолюбитель и собирается отдать купон в счет нового автомобиля), то переработчик «автохлама» согласно законодательству имеет право взять за его переработку до 3000 рублей. Снятие автомашины с учета в МРЭО тоже стоит определенных средств (в среднем, цена этого вопроса колеблется в районе 2500 рублей). Однако, игра все-таки стоит свеч – ведь купоном можно расплатиться за машины самых популярных марок.
В перечень, утвержденный Минпромторгом, вошли и Chevrolet Captiva, и Chevrolet Cruze, и Hyundai Sonata, Hyundai Accent, Hyundai Santa Fe, и Ford Focus, Ford Mondeo, Nissan Teana, Nissan X-Trail, и Toyota Camry, и Volkswagen Tiguan, и Renault Logan, и Renault Sandero. Надо ли говорить, что совмещение двух госпрограмм вкупе с одной из совместных маркетинговых программам банков и автопроизводителей даст покупателю нового автомобиля крайне положительный финансовый результат. А значит уже в ближайшие месяцы рынок автокредитования начнет стремительно восстанавливаться из тех руин, в которые обратился летом прошлого года.
