– В этом году конкурс Web-Realtor прошел в Петербурге третий раз. Какова его основная цель?
– Идея организовать такой конкурс возникла еще несколько лет назад в рамках работы комитета информационных технологий в риэлторском бизнесе при АРСП. Основная цель, которую мы ставили перед собой, – по мере сил просвещать агентства недвижимости о применении интернет-технологий. Еще одна цель конкурса заключалась в том, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов к специализированным web-ресурсам по недвижимости.
Также мы стараемся ближе познакомить заказчиков (риэлторские компании, интернет-порталы, профильные СМИ, строительные организации) с непосредственными исполнителями работ – разработчиками сайтов, web-дизайнерами, структурами, которые занимаются продвижением интернет-ресурсов. В рамках конкурса это сделать проще: такая площадка позволяет участникам в одном месте познакомиться с большим количеством профессионалов в области IT и пообщаться с ними в неформальной обстановке.
Это очень важно, ведь зачастую заказчики имеют неверное представление о том, что такое услуга по созданию и продвижению сайта и, следовательно, о том, как формируется ее цена. Интернет-разработчикам также полезно больше узнать о специфике и нуждах риэлторских компаний.
– Что показали итоги конкурса? В каком состоянии сайты петербургских риэлторов?
– За время существования конкурса мы наблюдаем некоторое улучшение ситуации с электронными ресурсами петербургских риэлторских компаний. В этом и заключалась одна из задач мероприятия. Разрабатывая его концепцию, мы решили, что церемония подведения итогов не должна стать простой формальностью. Поэтому мы превратили ее в практический семинар, в течение которого члены жюри – профессионалы в области IT – доступно рассказывают об основных плюсах и минусах представленных на конкурс сайтов. Из нашего опыта видно, что структуры, в ресурсах которых члены жюри находили какие-то недочеты, к следующему году их исправляли. Некоторые участники конкурса заново разрабатывали свои сайты. Таким образом, в рамках конкурса участники получают своего рода бесплатную консультацию в области разработки и продвижения интернет-ресурсов. Так что конкурс, безусловно, вносит свою лепту в развитие петербургского рынка недвижимости, ведь улучшение сайтов положительно влияет и на имидж риэлторских компаний.
– Существуют ли подобные конкурсы в рамках других профобъединений?
– Похожие конкурсы на рынке есть. Но на Северо-Западе он единственный. Поэтому в последнее время мы задумались о расширении проекта на весь регион. Но пока это лишь планы. Чтобы проводить такое масштабное соревнование, необходимо хорошо подготовиться. Наша основная задача сегодня – повысить информированность его потенциальных участников в Петербурге и Ленобласти. Расширение – это дело ближайших лет.
– Каковы, помимо географического расширения, ваши планы по развитию Web-Realtor?
– С каждым годом конкурс становится масштабнее, привлекает все большее число участников. В этом году появилась новая номинация – «Лучший сайт о зарубежной недвижимости». Кроме того, мы разделили номинацию «Сайты СМИ в сфере недвижимости» на две отдельных категории: «Лучший сайт СМИ в сфере недвижимости» и «Лучший портал о недвижимости». В будущем году мы хотим увеличить количество участников конкурса, прежде всего охватив всех членов АРСП. Кроме того, на церемонию подведения итогов четвертого конкурса мы хотим пригласить как можно больше первых лиц – руководителей компаний. Эти люди принимают решения о создании и развитии корпоративного сайта, поэтому им полезно будет узнать, как оценивают их детище профессионалы. Сайт компании – это тот же офис, только электронный. Поддерживать его в актуальном состоянии чрезвычайно важно.
– Осознают ли петербургские риэлторы значимость интернета как особого канала общения с потребителями и продвижения своих услуг?
– Большинство из них прекрасно это осознают. Но некоторые участники рынка до сих пор заблуждаются относительно перспектив. Они считают сайт только красивой картинкой, не понимая, что это своего рода электронный офис организации в глобальной сети. Они не осознают, что компания, которая качественно представлена в интернете, сегодня получает массу преимуществ. Всем известно, что для множества людей одним из критериев надежности фирмы является присутствие сведений о ней в сети и наличие у нее собственного сайта. И с каждым днем таких пользователей становится все больше. Поэтому вероятность того, что клиент обратится в агентство недвижимости, о котором он не нашел никакой информации в интернете, чрезвычайно мала.
– Интернет и компьютерные технологии сейчас развиваются как никогда активно и проникают во все сферы жизни. Станет ли всемирная паутина в ближайшее время новой эффективной площадкой для развития риэлторского бизнеса?
– Интернет уже сейчас занимает значительное место в повседневной практике риэлторских компаний. Часть клиентов, особенно из других регионов страны, ищут недвижимость в Петербурге именно с помощью компьютера – не каждая газета «долетит» до Сибири и за это время не устареет. Активно развиваются и такие направления, как обратная связь через сайт организации, общение с профессионалами на специализированных форумах, онлайн-консультации клиентов. Улучшилось и качество общения в сети – возросло количество людей, которые в поисках сведений обращаются к сайтам о недвижимости, повысилась информативность и точность этих обращений. В целом мы видим, что интернет помогает систематизировать работу риэлторов, уменьшить их временные затраты. Скажем, теперь агенту не нужно каждый день приезжать в офис к базе данных. С помощью персонального компьютера он может получить информацию из дома или любого другого места. Это уменьшает наши материальные и временные расходы. Теперь в офисе решаются только самые важные вопросы, например, открываются сделки и подписываются договоры с клиентами.
Планов по созданию социальной сети для риэлторов у нас пока нет. Хотя, если сделать ее закрытой для посторонних пользователей, это может стать интересным проектом. Ведь в нашей среде часто возникают профессиональные споры, которые лучше решать «в своем кругу», чтобы не портить имидж профессии. Чем меньше мы выносим внутренние конфликты во внешний мир, тем спокойнее рынок.
– Можно ли при помощи интернет-технологий улучшить имидж риэлторского сообщества, используя их как один из каналов PR?
– Конечно, клиенты большое значение уделяют информации, которая размещена в интернете. Но я не думаю, что, например, блогосфера может стать действенным инструментом для создания имиджа профессии. Один из минусов блога заключен в том, что вы не можете контролировать, кто его будет читать и какие комментарии оставят пользователи. Конструктивное общение в подобных ситуациях завязывается редко.
Если возникают какие-то проблемы, я предпочитаю решать их в ходе личного общения – в офисе или на профессиональном мероприятии. Конечно, это не всегда возможно. Многие мои коллеги – риэлторы – живут в других регионах. В таких случаях общение через интернет, по каким-то закрытым каналам, вполне оправданно.
Агенты по недвижимости сейчас активно борются за имидж своей профессии. Мы все стараемся уйти от стереотипов 1990-х годов, в частности, таких, как понятие «черные риэлторы». Риэлторская деятельность по своей сути – открытый, социально значимый вид бизнеса. И как средство распространения информации сеть играет очень важную роль, ведь сейчас все сведения о компании можно выложить на своем сайте. И это обойдется значительно дешевле, чем обнародование информации с помощью СМИ.
В мегаполисах в ближайшие годы интернет, безусловно, будет играть одну из ведущих ролей. И как только цифровые технологии станут более доступными (то есть более дешевыми и удобными в плане доступа к сетям), когда возрастет компьютерная грамотность населения, электронные СМИ потихоньку начнут «откусывать» рынок у печатных изданий.