Как сообщил редактор общественной приемной Балтийской медиа-группы Дмитрий Самуйлов, в последнее время стало больше жалоб граждан на деятельность жилищно-коммунальных служб. Петербуржцы делятся идут в приемную со скандальными историями. Например, жительница Красногвардейского Елена Черняева, мать семерых детей, 24 июля рассказала, что ей отключили и горячую, и холодную воду. «Работники обслуживающей организации, приходившие осматривать трубы и нашедшие в них дефект, не застали дома соседа Елены с нижнего этажа. А потому просто обрезали весь стояк холодной воды. Начиная с квартиры Елены и выше осталась только горячая вода. Когда жильцы пожаловались, холодную воду пустили по горячей трубе, но сказали, что это временно, и скоро снова выключат все», - поведал Дмитрий Самуйлов.
 
В нескольких домах Красносельского района отключили горячее водоснабжение, предупредив жильцов не за месяц, как требуется по закону, а накануне. Об этом сотрудникам приемной рассказала жительница дома №35 по улице Здоровцева – Ирина Воронова. Администрация жилкомсервиса, который обслуживает эти дома, объяснила: среди жильцов много должников.
Еще больше напугались горожане после недавних заявлений петербургских монополистов – ГУП «ТЭК», «Водоканала» и «Петербургской сбытовой компании» - о намерении массово отключать должников от электро-, теплоэнергии и воды. После этого обращений в различные инстанции стало еще больше.
 
«Отключать добросовестных плательщиков никто не имеет права. Судебная практика по этому поводу существует уже с начала 2000-х. Любое такое отключение можно оспорить», - считает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
 
Генеральный директор УК ООО ЖКС (обслуживает дома в Красносельском районе) Раиса Марцуль объясняет: «У нас перед ГУП «ТЭК» долг в размере 8 млн рублей. Из этого объема 3 млн рублей – оспоримый долг, который мы отсудим у ТЭК. Дело в том, что ГУП выставляет нам счет к оплате по гигакалориям, а мы с жильцов берем плату исходя из количества квадратных метров в квартире. Остальные 5 млн рублей – это долги неплательщиков. Как нам взыскать эти долги, если мы не имеем права отключать добросовестных плательщиков? Отключить только конкретных должников нет технической возможности. Поэтому мы вынуждены вывешивать объявления-«страшилки» на домах, что отключим всех. Кстати, благодаря этому собираемость квартплаты увеличивается на 10%».
Раиса Марцуль говорит, что ее ЖКС инициировал 304 иска о взыскании долгов по квартплате на общую сумму 4,4 млн рублей. Исполнительные листы на взыскание были выданы по ста искам на сумму около 1 млн рублей. Но когда приставы пришли в квартиры описывать имущество за долги, то оказалось, что изымать нечего. И УК приходится брать эти долги на себя.
 
«А еще нам угрожают взыскать с нас по суду долги перед монополистами. Сами они не имеют дела с населением, они предъявляют претензии к нам. А у нас по сути нет реальных способов борьбы с неплательщиками. Я считаю, что это неправильно. Нужно, чтобы поставщики ресурсов заключали договоры с жильцами, как это делается в Ленобласти, и тогда монополисты будут требовать деньги с населения, а не с нас. Иначе получится, что, предъявив к нам иск, тот же «ТЭК» обанкротит нашу компанию – у нас нет таких денег, чтобы погасить эти долги», - рассуждает Раиса Марцуль.
Анатолий Голов считает, что заявления главы ГУП «Водоканал» Феликса Кармазинова о том, что его компания будет за долги банкротить должников (управляющие компании и промпредприятия), может получить опасное развитие. «Такие действия могут привести к созданию управляющих компаний-однодневок. Они соберут плату с жильцов, но перечислять ее поставщикам услуг не будут. Через какое-то время такая компания обанкротится, а на ее месте появится новая. Подобная практика уже сложилась в некоторых регионах. Не стоит ее перенимать Петербургу», - считает Анатолий Голов.
 
По его данным, около 10% долгов в ЖКХ - «мертвые», их никто не оплачивает. Происходит это из-за многочисленных «дыр» в законодательстве. В частности, это касается и процедуры взыскания долгов, нестыковки разных законов. «Например, отношения УК и жильцов у нас регулируются Законом о защите прав потребителей, а УК и монополистов – Гражданским кодексом. К чему это приводит? УК должна рассчитываться с монополистами по предоплате, а жильцы перечисляют платежи по факту получения услуги. Отсюда долги», - говорит Анатолий Голов.
 
Проблема и в том, что нет четкого распределения, на чьем балансе находится то или иное сетевое имущество. «У нас есть гнезда по пять домов, которые завязаны на один узел учета тепла. Если вдруг какой-то из домов решит создать ТСЖ и уйдет от нашей компании, то как мы будем делить этот счетчик? То же самое с трубами. Сети между этими домами ни на нашем балансе, ни на балансе ТЭК - как их делить? Мы оплачиваем потери тепла, которые происходят в них», - рассказывает Раиса Марцуль.
 
Анатолий Голов сообщил, что в осеннюю сессию предполагается рассмотреть в Госдуме ряд поправок к Жилищному кодексу и другим федеральным нормативным актам, которые в случае их принятия помогут снять некоторые законодательные противоречия в сфере ЖКХ.

Текст: Ольга Мягченко