Дефляцию в России ждали и прогнозировали с начала года, особенно сравнивая темпы роста внутри страны с аналогичными показателями в некоторых европейских государствах, где предприниматели уже реагировали на сокращение спроса снижением цен. Но в России цены не унимались и карабкались вверх. Наконец-то в последнюю неделю августа Росстат зафиксировал снижение потребительских цен на 0,1%, хотя в целом за месяц цены выросли на 0,1%, а с начала 2009 года - на 8,2%. Сам по себе этот факт в сложившейся экономической ситуации не вызывает удивления, удивляют масштабы снижения цен. Ведь в более благополучные для отечественной экономики времена снижение цен было более существенным и продолжительным, и всегда именно в августе. Последний раз дефляция в России наблюдалась в августе 2005 года, тогда потребительские цены за месяц упали на 0,1%. До этого дефляция была в августе 2003 года - 0,4%.
То есть, август и сентябрь всегда характеризовались низкой инфляцией, связанной, прежде всего, с ростом предложения дешевой сельскохозяйственной продукции нового урожая. Однако сейчас в дополнение к этому сократились реальные располагаемые денежные доходы населения, выросли сбережения граждан на банковских депозитах, снизилось потребление товаров, упал оборот розничной торговли.
Ситуация в банковском секторе пока также не радует. Не происходит возобновления кредитования ни реального сектора, ни населения, что могло бы поддержать спрос.
Есть, конечно, и позитивные моменты, например, стабилизировалось общее количество безработных и уже третий месяц держится на уровне 6,3 млн человек. Зато зарплата сокращается. По данным Росстата, в июле текущего года реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась по сравнению с июлем 2008 г. на 5,8%, тогда как в июне зарплата сократилась в годовом выражении на 3,3%.
Но, главное, что растет промышленное производство.
Сальдо торгового баланса остается положительным. Но это скорее благодаря росту нефтяных цен по сравнению с началом года и сокращению импорта, прежде всего товаров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники), а также средств производства (станков, механизмов).
Увеличился объем международных резервов страны, а также стабилизировался обменный курс национальной валюты.
А в Минэкономразвития подсчитали, что в июле валовой внутренний продукт (ВВП) по сравнению с июнем 2009 года вырос на 0,5%.
Подросли
Рост ВВП - пусть и небольшой, но зато впервые с начала спада осенью прошлого года. И тут же замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач поспешил приободрить россиян, мол, экономика переходит к фазе оживления, как говорят на Западе, рецессия близится к концу, но кризис еще не преодолен.
У экономистов принято считать признаком окончания рецессии - когда ВВП, объем розничной торговли непрерывно растут на протяжении 2-3 кварталов.
«Самое раннее - в начале 2010 года можно будет сделать обоснованный вывод о завершении рецессии в России. Дефляция напрямую не связана с ростом - могут быть в принципе любые сочетания знака роста ВВП и знака инфляции (плюс или минус). Кроме квартального ВВП важна положительная динамика промышленного производства (что также должно быть минимум два квартала) и устойчивое снижение безработицы (два квартала)», - объясняет аналитик ГК Broco Михаил Макаров.
Дефляция для простых людей в России означает: цены быстро расти не будут, зато будет высокая безработица, низкая зарплата, низкие пенсии. «Но правительство этого долго не выдержит, и инфляция к осени снова ускорится», - полагает эксперт. По мнению Михаила Макарова, дефляция хороша - это когда есть работа, есть зарплата, на которую можно купить что нужно и за квартиру заплатить. «При этом и 10-15% инфляции - не помеха. А если работы нет, зарплаты нет, а тарифы ЖКХ режут глаз, - что хорошего от низкой инфляции?» - рассуждает аналитик.
Причина и следствие
«Экономика должна прийти к состоянию равновесия, и дефляция - следствие снижения спроса. Другое дело, что неконтролируемая дефляция обладает проциклическим эффектом, то есть, фактически прокладывает путь от состояния бума к состоянию депрессии. Поэтому вскоре, вероятно, мы увидим очередную волну снижения основных ставок ЦБ, как реакцию, не столько на дефляцию, сколько на достаточно умеренную инфляцию. Этот момент нужно использовать, как для стимулирования спроса при низких инфляционных рисках, так и в целях проведения антициклической политики», - объясняет руководитель аналитической службы инвестиционной компании «Доходъ» Всеволод Лобов. И уточняет, что все это справедливо при стабильных ценах на нефть и металлы.
В совокупности макроэкономические показатели не вселяют оптимизма и начальнику аналитического отдела инвестиционной компании БФА Роману Дзугаеву: «Зеленые ростки» поискать, конечно, можно, но в реальности экономику вытягивает только благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам. «При этом возможности формирования коррекционного движения на фондовых и товарных рынках вполне реальны. Внутренний спрос по-прежнему на весьма низком уровне, так что ВВП «вытаскивать» остается только за счет экспорта и в меньшей степени – государственных расходов», - считает специалист. По его мнению, по итогам года монетарным властям, скорее, удастся получить инфляцию ниже 13 %, в соответствии с заявленным уровнем, однако это – следствие экономического спада. «Деструктивные явления в экономике еще не преодолены. Наиболее тревожным сейчас остается размер бюджетного дефицита», - говорит Роман Дзугаев. Департамент бюджетной политики и методологии Минфина прогнозирует дефицит на уровне 9,4 % ВВП. Для покрытия дефицита в 2010 г. страна выходит на рынок внешних заимствований, планируя привлечь $17,8 млрд.
В общем, текущее состояние российской экономики наиболее точно описывается термином стагнация: это когда все что могло упасть, уже упало, а подниматься еще не начало, а когда начнет - не понятно. И как говорится: «Если сомневаетесь в прогнозе, говорите, что данная тенденция будет иметь место и в следующем периоде»...