С 1 сентября на всех вокзалах России будет запрещена мелкорозничная торговля. Это инициатива ОАО «РЖД»: там утверждают, что преследуют благородную цель – защитить людей от товаров низкого качества, которые могут быть опасны для здоровья. Освобожденные места должна занять цивилизованная торговля. На самом деле речь идет о банальной борьбе мелкой и крупной торговли в условиях снижения потребительской активности на фоне кризиса.
Процесс ликвидации объектов мелкорозничной торговли начнется 1 сентября на вокзальных комплексах, находящихся в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов. В стране их 328, в том числе – пять в Петербурге. В официальном сообщении ОАО «РЖД» говорится, что под запрет попадет так называемая разносная и лоточная торговля. «На вокзалах не должны продавать низкокачественные и контрафактные товары, которые опасны для здоровья людей», - заявил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов.
В течение ближайших полутора недель предприниматели, которые работают на вокзалах, получат уведомления о расторжении договоров аренды. Планируется, что впоследствии товары и продукты питания будут продавать только в стационарных пунктах торговли.
Активно заняться вопросом облагораживания вокзалов ОАО «РЖД» решила несколько месяцев назад. Железная дорога заявила о намерении до 2012 года модернизировать 77 вокзалов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре и других городах с населением более 200 тыс. человек. Реконструкция будет проводиться в рамках Программы комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года. Технического заказчика, который будет руководить процессом модернизации, РЖД выберет 24 сентября в Москве. «Почти пятая часть российских вокзалов, находящихся в ведении дирекции, были построены более 100 лет назад, поэтому не удивительно, что эти объекты не соответствуют требованиям времени. Модернизация необходима для расширения спектра услуг населению», - пояснял Сергей Абрамов.
Доли процента
Доля мелкорозничной торговли на вокзалах крупных городов сегодня сравнительно невелика. «Объем нестационарной торговли на вокзалах Петербурга может составлять максимум около 0,5-1 млрд рублей в год. Это примерно около 0,1-0,2% от всего розничного оборота города», - говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его словам, РЖД, скорее всего, не будет инвестировать средства в данное направление, а просто выделит дополнительные площади и предоставит право их аренды с возведением стационарных объектов профильным игрокам рынка. «Такая практика давно используется компанией», - подчеркивает Клягин.
«Стоимость строительства торговых павильонов из быстровозводимых конструкций в диапазоне 8-13 тыс. рублей за метр, - подсчитала руководитель отдела оценки АРИН Инна Попова. - Оборот мелкой торговли на вокзалах оценить невозможно, потому что она практически полностью бесконтрольна с точки зрения налогообложения. Очевидно, что у железнодорожников возникнут сложности с представителями «малого бизнеса», которые вряд ли воспримут инициативу руководства РЖД с энтузиазмом», - уверена она.
Крайние
Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков в беседе с «БН.ру» заявил, что эта идея лишена общественного смысла и даже вредна. «Последние 15 лет в стране действует указ о свободе торговли, где написано, что торговать можно везде, за исключением узкого перечня мест, куда, в том числе, попадают объекты транспортной инфраструктуры. Так что, юридически, запрет мелкорозничной торговли на вокзалах оправдан. Но он не логичен и, в условиях кризиса, направлен на уничтожение остатков конкуренции в сегменте. Итак 80% розничного товарооборота в Петербурге приходится на крупные торговые сети. Эта инициатива даст им дополнительные бонусы», - говорит Третьяков. По его словам, из-за снижения объема потребления товаров на фоне кризиса, крупные сети теряют прибыль и готовы бороться за место под солнцем, уничтожая любую, даже мелкую конкуренцию. «Пассажиры лишатся привычного удобства. А РЖД, расторгнув договоры с нынешними арендаторами, наверняка компенсирует свои денежные потери увеличением арендных ставок для новичков (что в итоге отразится на цене продаваемых товаров) или повысит цены на билеты», - уверен он.
По мнению директора департамента коммерческой недвижимости LCMC Анастасии Балмочных, для реализации программы РЖД стоит нанять профессиональную управляющую компанию, которая будет заниматься комплексной реализацией проекта. «Такая УК будет формировать пул арендаторов, отвечать за их ротацию, качество предоставляемого сервиса», - говорит она.
Альтернативный вариант – это предоставление всех торговых площадей на вокзале одному крупному арендатору, который будет сдавать их в субаренду в соответствии с разработанной концепцией. «В любом случае, реализовывать проект самостоятельно, без привлечения консультантов, для РЖД будет крайне затруднительно», - уверена Анастасия Балмочных.
«Но сама по себе торговля на вокзалах имеет достоинства. Она позволяет пассажирам приобрести необходимые товары в дорогу, перекусить, приобрести сувениры на память о Петербурге. Ее надо сохранить», - полагает руководитель проектного брокериджа, ASTERA St.Petersburg Ольга Земцова.
Комментарий:
Дмитрий Карманов, директор по маркетингу компании «СТЭП»:
Российские вокзалы изначально не предполагали торговой функции, поэтому организация на их площадях стационарной торговли возможна только после проведения реконструкции вокзальных комплексов. Объем инвестиций будет зависеть от сложности реконструкции. Но в среднем может составить 15-25 тыс. руб. за 1 кв. метр. Основное неудобство - в необходимости частично закрывать здание вокзала для проведения реконструкции. Но есть технологии поэтапной работы, которые позволяют проводить реконструкцию в действующем помещении.
При грамотной концепции и архитектурно-планировочном решении торговые площади могут удачно дополнять вокзалы, превращая их в полноценные многофункциональные комплексы. В качестве примера можно привести торговый центр, включающий вокзальный комплекс станции «Рыбацкое» в Петербурге. Основную площадь первого этажа комплекса занимает расчетно-кассовый центр для пассажиров станции и турникетно-пропускная зона, а на втором и третьем этажах расположился торговый центр. Подобное сочетание функций дает возможность посетителям станции совершить все необходимые покупки и при этом позволяет развести потоки покупателей торгового центра и пассажиров.
Текст: Наталья Ковтун