Авторство идеи передислокации Военно-морского музея с Васильевского острова принадлежит Владимиру Путину времен его президентства - с целью разместить в историческом здании новую Международную товарно-сырьевую биржу. В подрядном конкурсе Комитета по строительству на реконструкцию Крюковских казарм в прошлом году победила компания «Интарсия», снизив сумму контракта с 3 млрд до 2,864 млрд рублей.

Не аврал, но оптимизация

Хотя объект пока выглядит форменной стройплощадкой, Роман Филимонов заявил, что по графику работы идут с опережением и даже «заходят на август». Признавая, что «визуально это вызывает сомнения», чиновник заверил, что с начала следующего года музей может начать перемещение коллекций, во всеуслышание подтвердил высокую репутацию «Интарсии» и посулил в ближайшее время изыскать в городском бюджете причитающиеся компании 900 млн рублей. «Это сумма контракта, увеличения не произошло. Более того, по договоренности с заказчиком материалы приобретаются в текущих ценах. А поскольку они дешевеют, возможна экономия», - уточнил он.

Чуть больше года назад, когда начиналась реконструкция, объем работ казался колоссальным и не выполнимым в отведенные ненормативные сроки. Но подрядчик привлек 30 субподрядных организаций и укладывается в напряженный график.

В октябре обещают снять леса, а в ноябре закончить строительство и приступить к отделке. Поскольку первоначальный декор утрачен, за образец внутреннего убранства принят лучший в мире Лондонский Военно-морской музей. Так «владычица морей» до сих пор диктует моду российской атрибутике.

Здание казарм, построенное на берегу Крюкова канала в 1844-1853 годах по проекту инженер-капитана Михаила Пасыпкина и архитектора Ивана Черника, внешнего облика почти не изменит, оставаясь суровым краснокирпичным визави Новой Голландии. Однако внутри сооружения уже произошли значительные перепланировки, деревянные перекрытия заменены на железобетонные, способные выдержать вес тяжелых мин и торпед, чердак превратился в мансарду с велюксами, а внутренний двор сильно вытянутого треугольника перекрывается атриумом. Созданы новые вертикальные коммуникации: лестницы, шахты лифтов и каналы для кабелей.

К зиме должен быть снят забор и выполнено внешнее благоустройство. Ни воссоздания снесенной Благовещенской церкви, ни памятного знака о ней проект не предполагает. По мнению главного архитектора проекта Александра Миронова, развитие Новой Голландии и Военно-морского музея исключает эту идею.

Большому кораблю – большое плавание

Входная группа для посетителей музея задумана с набережной Крюкова канала через первую от площади Труда арку. Из вестибюля гости выходят в атриум, к началу осмотра. Здесь их встретит подвешенный в воздухе самолет Сафонова, хорошо видный из окон залов, посвященных военному времени. Ростры и паруса, слишком крупные для выставочных помещений, тоже разместятся за окнами.

У музея появится 31 тыс. кв. м площади. Из них 10 370 отведено под экспозицию, 7860 - депозитарий, 2700 – реставрационная база и офисы, 1580 - вестибюли, 840 - кинолекционный зал и кружковые аудитории. Задуманы даже студии для художников-маринистов.

Сейчас музей располагает всего 8 тысячами кв. метров, что позволяет, по словам зам. начальника ЦВММ Алексея Уткина, показывать около 1,5% коллекции. В Крюковских казармах можно будет предъявить зрителям 7-9 % экспонатов, как это принято в мировой практике. Александр Миронов пояснил, что для решения задачи размещения разнообразных предметов с разными условиями хранения, музей с самого начала предоставил тематико-экспозиционный план, в котором предписаны требования охраны, режимы температуры и влажности. Этот план прошел обсуждение на расширенном ученом совете с привлечением историков флота со всей России.

Алексей Уткин признал, что несмотря на огромные возможности для экспонирования и научной работы в новом здании, многим сотрудникам музея трудно себе представить жизнь вне стен биржи. Но состояние творения Тома де Томона и музейных фондов требует радикальных решений. «У нас нет должной вентиляции, мы до сих пор пользуемся своей угольной котельной, и переезд просто нужен».

По его мнению, перемещать крупногабаритные предметы, вроде моделей парусников 1\12 с высотой мачт 7 метров, придется без разборки, поскольку это повлекло бы затратную реставрацию экспонатов. Архитектор тоже считает самыми хлопотными модели судов времен Николая II, по которым курсанты изучают морской такелаж, но надеется на возможность их демонтажа, как это уже было при переезде музея в 1939 году из Адмиралтейства на биржу. «Мы не можем сделать проем такой высоты в здании-памятнике». Эти очевидные противоречия должны разрешиться в ближайшее время.

Недавний переезд Госархива из здания Сената и Синода обошелся без малого в 400 млн руб., но это была только колонна специальных грузовиков. Чтобы снарядить в «большое плавание» по суше примерно 800 тысяч разноформатных предметов хранения Военно-морского музея, по приблизительным подсчетам специалистов, понадобится сумма не менее миллиарда рублей, не считая страховки. Правда, проект перемещения не готов, во что он выльется Мининстерству обороны пока неведомо и подтверждения финансирования нет. Но Смольный напомнит военным предусмотреть эти расходы в бюджете следующего года, который сейчас верстается, и Роман Филимонов иного развития сценария не предполагает.

 

Текст: Юлия Хопта