Проект Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» разрабатывает Минэкономразвития РФ, которое нынешней весной вынесет документ на рассмотрение федерального правительства. Некоторые эксперты в сфере недвижимости уже заявили, что, получив в свое распоряжение несколько десятков тысяч храмов, монастырей и скитов, а также свыше 3 млн га земли, церковь станет самым богатым собственником в стране. Однако сами служители культа уверяют, что превращаться в собственников по новому закону им невыгодно.

Бери – не хочу

О возврате конфессиям отнятых у них после революции помещений всерьез заговорили еще в 1990 году, когда был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». По словам Антона Стадникова, заместителя руководителя Департамента земельной политики Минимущества РФ, о реституции речи в нем не было. Этот документ лишь предоставлял всем действующим в России религиозным организациям права собственности на имущество, которым они пользовались (на тот момент почти все оно было на балансе государства). Однако в то время священнослужителям было не до решения имущественных проблем: существенных доходов, позволявших достойно содержать церкви, монастыри и просвирни, они не имели. К тому же через год Советский Союз прекратил существование, и нормативные акты, регламентирующие процессы обращения с церковным имуществом, стали выходить чуть ли не ежегодно. В дальнейшем федеральные законы и постановления правительства уточнили, что имущество может находиться у религиозных объединений не только в собственности, но и в бессрочном безвозмездном пользовании и в аренде.

При правительстве РФ была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений (она действует и поныне), одной из задач которой была разработка и реализация механизма передачи культовых объектов церкви.

В подавляющем большинстве случаев объединения предпочли стать пользователями, а не собственниками, чтобы не обременять себя лишними, причем немалыми, расходами на содержание недвижимости.

«Долгое время за рамками правовых актов оставались многие спорные вопросы, в частности, условия договора о совместном использовании; обеспечение субъектами права пользования и сохранности недвижимого имущества, особенно памятников истории и культуры», – рассказывает господин Стадников. Для каждого случая приходилось изобретать индивидуальный «велосипед». Например, в совместное пользование Государственного музея истории религии и Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в 2001 году были переданы помещения Казанского собора в Петербурге. Причем поскольку ни в каких нормативных актах не оговаривалось, кто должен подписывать договор с епархией от имени собственника, то долго не могли решить, кто будет второй стороной соглашения. В результате ею стал не музей, у которого храм находился в оперативном управлении, а Минкультуры России. Из-за подобной путаницы по некоторым переданным объектам на территории РФ впоследствии возникло немало имущественных споров.

Жертву можно отобрать

В 2001 году вышло постановление правительства РФ № 490, которым и по сию пору руководствуются чиновники при решении «религиозно-имущественных» вопросов. В нем впервые к недвижимому имуществу религиозного назначения были отнесены не только сами здания и сооружения, но и прилегающие к ним земельные участки. А также монастырские и иные культовые комплексы, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний и прочих обрядов, семинарии, воскресные школы, медресе и т. д. Главное условие передачи недвижимости церкви – объект первоначально, при строительстве, должен был предназначаться исключительно для религиозных целей. Приспособленные для этого сторонние помещения в счет не идут.

Имущество передается религиозным организациям в пользование безвозмездно. Однако если священнослужители станут распоряжаться им не по назначению (например, сдавать в аренду или застраивать не культовыми объектами), собственник имеет право отобрать недвижимость. Причем, как отмечает Антон Стадников, это касается и тех случаев, когда церковь получает недвижимость или землю в собственность. Чтобы оставить за собой возможность контроля за новыми собственниками, федеральные чиновники прописали в постановлении, что передаваемые объекты выступают в качестве пожертвований. Гражданский кодекс разрешает жертвователю забрать свой дар, если объекту наносится ущерб или меняется его функциональная принадлежность.

От имени собственника федеральных объектов сегодня может выступать только Минимущества, которое предварительно должно получить санкцию правительства РФ на передачу их религиозному объединению.

Передаваться в собственность могут не все храмы и лавры. Исключение составляют, например, памятники истории и культуры федерального значения. Для них предусмотрено лишь безвозмездное пользование или аренда.

Если у отдаваемого имущества есть обременения (чаще всего церковные помещения занимают музейные структуры), то передача объектов возможна только с согласия третьей заинтересованной стороны. Причем подыскивать бывшим «квартирантам» другие здания и оплачивать переезд должно государство.

Ажиотажа не случилось

Вторая дискуссионная волна о судьбе церковной недвижимости пришлась на 2005 год, когда был принят федеральный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс и требующий безвозмездной передачи религиозным организациям используемых ими территорий. С 1 января 2006 года Земельный кодекс предписывает храмам, как и всем остальным пользователям, либо выкупать земельные участки, либо платить аренду за землю, на которой стоят их здания. В результате, отмечают в Петербургской епархии, некоторые храмы, построенные уже в постсоветский период на средства прихожан, церкви приходится брать в аренду у государства, которому они по закону передавались в собственность сразу по окончании строительства.

Однако, несмотря на это, священнослужители не поспешили в очередь за храмами. По данным Минимущества, за последние 15 лет только чуть больше сотни объектов недвижимости по всей России было передано в собственность церкви (почти все получила РПЦ). Основная проблема – границы потенциально пригодных для передачи земельных участков не определены, и нет четкого механизма, как это сделать. Все расходы по кадастровому оформлению земли должны нести религиозные объединения, которые не хотят тратиться на эти операции. «Еще одна сложность – по целому ряду объектов до сих пор не определен собственник – РФ или регион. В Петербурге таких объектов 13», – поясняет пресс-секретарь КУГИ Елена Бодрова.

Само постановление правительства РФ № 490 тоже вызывает нарекания у священнослужителей. Как отметили в пресс-службе Петербургской епархии, главный недостаток этого документа в том, что он регулирует только вопросы, связанные с имуществом, которое находится в собственности РФ. Для субъектов же федерации документ носит рекомендательный характер.

На сегодняшний день Петербург – единственный регион в России, который имеет собственный Закон «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Петербурга». Он вступил в силу в 2006 году, и тогда эксперты предрекали шквал обращений от религиозных объединений по поводу передачи объектов им в собственность. «С тех пор было подано только три заявки, все они удовлетворены», – сообщила Елена Бодрова. Это здания на набережной Обводного канала, 5 (литеры «А», «Б», «В»), которые получила Свято-Троицкая Александро-Невская лавра; здание на Московском пр., 104, литера «А» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь); дом № 45/36 по набережной реки Карповки (Иоанновский ставропигиальный женский монастырь). Всего в Петербурге и Ленобласти в ведении РПЦ находится 688 церквей, соборов и часовен, а также 32 монастыря, монастырских подворья и скита. Остальные конфессии представлены значительно скромнее и имеют всего по несколько объектов.

По мнению госпожи Бодровой, основные причины слабой активности церкви – неурегулированность вопросов собственности на объекты, неопределенность их территориальных границ и нежелание религиозных объединений брать на себя содержание недвижимости.

Не реституция, а дар

Устранить противоречия действующего порядка призван новый Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», который Минэкономразвития (МЭР) разрабатывает с 2007 года. Согласно концепции этого документа, утвержденной в прошлом году, его основная задача – снять расходное бремя по содержанию религиозного имущества с государства. Законопроект был включен в план работы Госдумы РФ еще в 2008 году, но рассмотреть его не получилось. Теперь же, в период кризиса, актуальность вопроса о передаче верующим тысяч объектов недвижимости, музейных экспонатов религиозного характера и около 3 млн га земли по всей России резко возросла.

Речь по-прежнему идет о безвозмездном даре. Причем это будет не реституция, которая предполагает возвращение всех объектов, изъятых у церкви после революции 1917 года, а передача в собственность только того имущества, которым религиозные объединения на сегодняшний день фактически пользуются для отправления культа. Как поясняет член Комитета Госдумы по безопасности, представитель фракции ЛДПР Сергей Абельцев, «возвращение церкви всех объектов недвижимости и земель, которыми она владела, не всегда возможно вследствие их последовательного освоения. Кроме того, нет ни одного прецедента возврата собственности спустя 90 лет».

От имени государства уполномоченным органом будет выступать Минимущества. При этом претендент на получение объекта должен будет доказать свое право на это имущество. По мнению Зоси Захаровой, руководителя отдела проектов и аналитических исследований АРИН, скорее всего, основными аргументами в числе доказательств будут следующие: что функциональное назначение объекта с самого начала постройки объекта было культовым и что в данный момент оно не поменялось.

Религиозная организация должна будет полностью нести бремя расходов по содержанию и ремонту объектов. При этом новый собственник не имеет права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Особо ценные культурные объекты – памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, – передаче в собственность церкви не подлежат.

В марте законопроект предполагается вынести на рассмотрение правительства РФ и до конца года принять в трех чтениях в Госдуме.

Можно ли торговать в храме?

Хотя представители всех религиозных конфессий в последние годы только и говорят о необходимости принятия такого закона, но предложенный экономическим министерством проект их не устраивает. Юрисконсульт Московской патриархии и член рабочей группы по разработке этого законопроекта при правительственной Комиссии по вопросам религиозных объединений Ксения Чернега уже назвала документ «безобразным» и заявила, что патриархия его в таком виде не поддержит.

Из текста законопроекта неясна, например, судьба храмов, построенных в 1990–2000-е годы за счет бюджетов РФ и субъектов федерации. В перечень подлежащего передаче имущества не включены здания воскресных школ, монастырских келейных корпусов, церковных детских приютов. Законопроект не устанавливает список документов, которые необходимо подать для получения имущества.

Однако, прежде всего, большинство религиозных экспертов волнует вопрос о финансировании содержания имущества после его передачи. Они настаивают, чтобы это продолжало делать государство. Руководитель петербургского Исламского культурного центра Мухаммед Хенна отмечает, что мусульман в нашем городе полмиллиона, а мечеть всего одна, поэтому службы приходится проводить на улице. «Нам нужна помощь государства в строительстве мечетей, институтов, школ», – уверен господин Хенна.

Председатель Еврейской религиозной общины Петербурга Марк Грубарг считает, что нельзя ограничивать новоиспеченных религиозных собственников в вопросах управления недвижимостью, особенно в период кризиса. По его мнению, прилегающие к храмам и монастырям территории вполне можно использовать, например, как сельскохозяйственные угодья, а продукцию продавать, пуская доход на обслуживание и ремонт полученных зданий.

Представители католической церкви не видят криминала в продаже полученных объектов и сдаче их в аренду. А в структуре РПЦ еще несколько лет назад был создан специальный департамент, ведающий девелопментом находящихся в распоряжении церкви территорий. В прошлом году РПЦ презентовала свою программу застройки таких территорий гостиницами, торговыми центрами и элитным жильем.

Однако позиция МЭР непоколебима. В пресс-службе министерства отказались комментировать еще не внесенный в Госдуму законопроект, однако подтвердили, что положение концепции, налагающее ограничения на использование объектов недвижимости, в документе будет сохранено.

Чиновники объясняют: слишком велик риск того, что полученное имущество будет распродано, участки рядом с храмами застроены, а культурные памятники – утрачены. Эксперты не берутся оценивать стоимость всей недвижимости, которая может оказаться в распоряжении религиозных объединений (к тому же в следующем году, когда, скорее всего, закон вступит в силу, эти показатели существенно изменятся).

В Петербурге пока не отмечено прецедентов коммерческой застройки храмовых комплексов. А вот в Москве за последние годы было запущено несколько таких строек. Например, Московская патриархия и Художественно-промышленное предприятие Русской православной церкви «Софрино» совместно с менеджерами ОЛД-банка собрались строить 10 небольших торговых комплексов на принадлежащей РПЦ земле около храмов. Рядом с одним из храмов на Юго-Западе столицы предполагается возвести многофункциональный комплекс, в Лазоревом проезде – жилой элитный комплекс, а при Даниловом монастыре уже открыта гостиница «Даниловская».

Эксперты не видят криминала в том, чтобы религиозные объединения зарабатывали на использовании полученных в собственность объектов. Главное – чтобы доход шел на улучшение состояния самого церковного имущества, а не в карман священнослужителей. «Культовые учреждения могут пополнять свои финансовые ресурсы, используя пожертвования, спонсорскую помощь юридических и физических лиц, за счет коммерческой деятельности, связанной с производством и реализацией предметов культового назначения, а также сдавая в аренду излишки площади. Не вижу в этом ничего страшного, поскольку действительно многие объекты культового назначения находятся в плачевном состоянии и требуют ремонта. Особенно это касается центральной России, глубинки и отдаленных округов, где у местных властей и населения нет средств на поддержание таких объектов», – считает Зося Захарова.

Удастся ли религиозной общественности пролоббировать хотя бы одно из своих требований (сохранение государственного финансирования переданных церкви в собственность объектов или разрешение коммерческого использования этого имущества), станет ясно, скорее всего, уже этой весной, когда проект закона будет внесен в Госдуму.

Некоторые эксперты в сфере недвижимости поспешили заявить, что церковь скоро станет самым богатым собственником недвижимости в России. Однако вряд ли можно ожидать «собственнического» ажиотажа, если законопроект примут в нынешней редакции. Слишком дорого будет обходиться содержание объектов при ограниченных возможностях заработка на их использовании.

Текст: Ольга Мягченко