Компания-девелопер «Главстрой-СПб» сделала заказ Центру независимых социологических исследований (ЦНСИ) с целью узнать, что именно хотят видеть горожане на территории нынешнего вещевого рынка.

Никаких клонов…

«Мы не хотим делать клон еще одного стандартного, безликого торгового центра, - говорит директор по девелопменту компании «Главстрой-СПб» Виктор Гетманский, - этот проект для нас – стратегический». Центр, которому была заказано исследование, давно занимается проблемами так называемых «творческих индустрий». Это широко распространенное на Западе понятие у нас пока не прижилось. Творческими индустриями называют обычно небольшие организации, работающие в сфере культуры и искусства.

«Если с классической традиционной культурой в городе все понятно и прекрасно – это хорошо известный в России и за рубежом бренд Петербурга, - говорит заместитель директора ЦНСИ Олег Паченков, - то с современной дела обстоят не очень хорошо». По его словам, социологи Центра с удовольствием откликнулись на предложение компании «Главстрой-СПб» сделать исследование, которое бы решило две задачи. Первая – это изучение существующей в городе потребности для развития современного искусства, и вторая – разработка концепции культурного пространства для реконструируемого Апраксиного двора.

В ходе исследования было проведено 35 интервью с известными деятелями современной культуры Петербурга из самых разных сфер (музыка, кино, театр, танец и др.) Также среди информантов были эксперты, которые оценивали деятельность этого сектора со стороны – представители фондов, поддерживающих культурные проекты, и журналисты, которые пишут на эту тему. «Все наши информанты – это эксперты, обладающие достаточным опытом, активно работающие, авторы известных и значимых для города культурных проектов», - подчеркнул эксперт.

Результаты исследования показали, что Петербург нуждается в более целенаправленном развитии современного искусства и культуры, а также в новых формах актуального искусства.

И действительно, разнообразных ТЦ, ТРК и МФК в Петербурге пруд пруди, а ни одного нормального культурного центра (КЦ) – нет. Есть «Пушикинская-10», но это далеко не Ковент-Гарден, которым может стать в перспективе Апраксин двор.

...И никаких клоунов

Арт-пространство Апрашки, по этой концепции, предполагает, что в одном месте, на расстоянии практически вытянутой руки, расположатся представительства самых разнообразных форм современной культуры и искусства. Кроме того, пространство это будет динамичным и интерактивным, то есть каждый день там будет происходить какое-либо значимое событие, а то и не одно.

«Концентрация в одном месте таких объектов приведет к синергетическому эффекту: взаимному обмену идеями и неизбежному возникновению совместных проектов, взаимному привлечению публики с разными интересами. - подчеркивает Олег Панченко, - Шел, например, человек в кино, решил заодно посетить галерею, и уже в следующий раз придет туда целенаправленно».

Все проекты будут объединены общим форматом: они должны быть интересными, актуальными и современными. Все вместе создаст уникальную атмосферу, которая будет отличать Апрашку не только от обычных бизнес-центров, но и от других культурных пространств.

Среди объектов, которые теоретически могли бы там оказаться – мультифункциональный концертный зал, галерея, клубы, танцевальные и театральные студии, букинистические лавки, блошиный рынок, интерактивный детский проект. «Семьи с детьми изнывают в поисках качественного досуга, а клоуны в торговых центрах эту потребность уже не удовлетворяют», - говорит Олег Панченко. Неудовлетворенность в подобном проекте отметили и другие эксперты. «Мы давно ощущаем нехватку концертных залов с качественным звуком и светом. А наши девелоперы до такого формата еще не доросли, им понятней формат ТЦ, - отметил руководитель компании «Светлая музыка» Илья Бортнюк, - поэтому втройне приятно, что здесь совпали желания «Главстроя» и представителей творческих индустрий».

Два шага до славы

Путь художника от мастерской до выставки, или музыканта от студии до публики тернист и долог. Новая концепция Апраксина двора сокращает этот путь до двух шагов. Не выходя за пределы Апрашки, творческие силы смогут сразу найти приложение своим шедеврам.

«Кроме того, проект имеет очень большое социальное значение, - добавил Илья Бортнюк, здесь найдут себе занятие многие молодые люди, которые сегодня кочуют с одной временной площадки на другую». Тут же будет происходить формирование хорошего вкуса уставшей от экспансии торговли, но все еще требовательной и любопытной молодежи Петербурга.

Также, по мнению продюсера, арт-пространство Апраксина двора будет выполнять и функцию экономическую. «Потому что мы все-таки часть бизнеса, хоть и малого. – говорит Илья Бортнюк. - В западных странах в таких пространствах процентов 30-40 занимают офисы творческих организаций. Это очень удобно, ведь в ходе общения рождаются новые проекты». Такая форма организации культурного пространства, по его мнению, непременно простимулирует создание новых творческих продуктов.

Ребрендинг Питера

«Город продолжает оставаться консервативным, - заключил заместитель председателя Комитета по культуре правительства Петербурга Василий Панкратов, - это видно по отзывам горожан на современную архитектуру, по настрою туристов». По мнению эксперта, нужно менять имидж Петербурга с помощью подобных проектов. «Очень хотелось бы, чтобы эта концепция была реализована», - сказал г-н Панкратов.

При этом нельзя сказать, что у нас такая уж плохая ситуация в области современного искусства: например, Русский музей (ГРМ) первый в мире стал собирать и выставлять современное искусство. Успешно реализуется проект «Эрмитаж 20/21» в одноименном музее – привлекаются произведения современного искусства и его ценители. Есть у нас и динамично развивающийся музей им. Сергея Курехина (на Васильевском острове), автора первой медиа-бомбы «Ленин-гриб».

«Но искусству этого мало, - говорит научный сотрудник отдела новейших течений ГРМ Олеся Туркина, - и в современной ситуации, когда на смену магазинам приходят музеи, нам пора платить десятину культуре и искусству, которые создают положительный образ и города, и государства». По ее мнению, Апраксин двор – отличная площадка, центральная, историческая, и если бы сердцем Апрашки стал культурный центр, то «лучшего и пожелать невозможно».

«Хлеба и зрелищ!», - взывали римляне к своим правителям. Может быть, обновленный Апраксин двор наконец уравновесит потребление того и другого у современного петербуржца, а приятный шоппинг горожане и туристы начнут совмещать с полезным «культурингом».

По большому счету, доказывать значимость этого проекта необходимости нет.

 

Текст: Вероника Архипова