Работы Аллы Есипович находятся в собрании Государственного Русского музея, в частных коллекциях Германии, Голландии, Америки. Мы оказались в ее поистине невероятной квартире, которая отчасти тоже является ее арт-проектом, кстати, пока не законченным…
- Аля, правда ли, что в вашей квартире снимался фильм?
- Да, и для меня это был очень любопытный опыт. Мою квартиру для съемок полнометражного художественного фильма «А.Д.» использовал режиссер Дмитрий Светозаров. В картине мой дом «сыграл роль» пристанища главного героя, тоже фотографа. Осенью этого года кинокартина должна выйти на экран.
- Как вы определили бы стиль интерьера вашего дома?
- Мне не хотелось бы уточнять стиль. Наверное, он ближе к минимализму, но все же в нем много деталей из разных стилевых направлений, которые перекликаются между собой.
- Например, классическая чешская хрустальная люстра, вписанная в маскирующий ее металлический зеркальный плафон!
- Это сочетание сделано специально, чтобы как-то обыграть историю дома. Все-таки это здание постройки девятнадцатого века, с соответствующей архитектурой, и, на мой взгляд, такая люстра очень хорошо сочетается с декоративными балконными решетками. Что касается люстры, то она производства бельгийской фирмы, причем привлекла меня тем, что ее плафон выполнен из широкой фотографической пленки. Пленка работает, как на просвет, так и на отражение в зависимости о того, горит люстра или выключена.
- Рядом с окнами симпатичные пушистые черные подушки… Наверное на них очень уютно сидеть, глядя в окно?
- На самом деле это хитрый ход, чтобы отвлечь внимание нашего кота Бобы от кожаных дизайнерских диванов! (смеется) Эти подушки-пуфики сделаны из натуральной овечьей шкуры, и один точно такой же я положила на втором этаже, чтобы «спасти» уже другой диван. Иначе нашей мебели не поздоровилось бы, потому что кот у нас очень боевой…
- Но железный чемодан от когтей Бобы точно не пострадает… Откуда такая оригинальная вещь и почему для его изготовления использован металл, дизайнерская задумка?
Он антикварный, и, как и многие другие вещи для интерьера я привезла его из-за границы. Этот чемодан куплен в Лондоне, причем он не подвергался никаким изменениям, поэтому, думаю, что металлическим он сделан из соображений практичности. Скорее всего, в нем перевозили какие-нибудь хрупкие, бьющиеся предметы, например, посуду. Кстати, мне металл в качестве отделки очень нравится. Наверняка вы заметили, что металлических элементов в интерьере много, например, перила лестницы или узкое зеркало у входной двери. Его рама, которая выглядит, как деревянная на самом деле выполнена из черненого металла.
- Посуда на полке выглядит как выставка коллекции…
- Что-то привезено из Лондона, что-то куплено здесь, в России, а этот сервиз кирпичного цвета – из Рима. В подборе посуды, как и, в общем, в покупке вещей для дома присутствовал некий элемент случайности. Кстати, мне кажется что в этом плане надо прислушиваться к себе. По моим наблюдениям люди часто не знают, чего хотят, и в результате в дом приобретается много вещей, которые по существу не нужны.
- Что было самым сложным, когда вы, по сути, заново строили эту квартиру?
- Создавать этот интерьер мне помогали специалисты архитектурной мастерской Даниила Зеймана, в частности со мной работала архитектор Анна Самойлова, так что полученный результат - плод совместного труда. Мы отталкивались от конструктивных данных, и поскольку по форме пространство было очень сложным (последний этаж дома плюс мансарда), решили использовать только один цвет для стен. Его выбор оказался удачным. С одной стороны этот светло-серый тон очень удобен для меня, как для фотографа с профессиональной точки зрения, с другой, в интерьере с помощью картин и ярких цветовых пятен его можно бесконечно обыгрывать.
- На втором этаже у вас создается ощущение более обжитого пространства и даже впечатление, что там больше вещей…
- Так и есть, там расположена библиотека и обстановка выглядит как сейчас говорят более «гламурной».
- Что за необычный крошечный столик рядом с диваном?
- Этот чайный китайский столик девятнадцатого века мне подарили. По легенде он в свое время находился в семье Бродских и имеет свою историю. Несмотря на то, что здесь в библиотеке с точки зрения функциональности столик вроде бы «не на месте», мне показалось, что как деталь интерьера он очень органичен.
- Нельзя не отметить стеклянный фиолетовый куб… Это украшение?
- Таких куба у меня два, а этот я использую в качестве бара. Куб открывается с одной стороны – там есть незаметная ручка, и при желании его можно искусственно подсветить, тогда он будет выглядеть еще более оригинальным.
- Огромная темно-шоколадная колонна, которая проходит с первого на второй этаж вверху смотрится как часть комода или высокого шкафа. Что за материал использован при его отделке?
- Это особая техника штукатурки, которая имитирует мрамор. Мне хотелось, чтобы, во-первых, он выглядел максимально натурально, и не выбивался из общей идеи. Он кстати очень интересно сочетается с темным полом из дуба-антик. Его делают по специальной технологии, при которой дубовые доски помещают в особую машину, где искусственно их состаривают. Видите выбоины, зазубрены на полу? Это «художественная работа»!
- Ваза на комоде-колонне выполнена из довольно странного материала…
- Это дизайнерская вещь, я привезла ее из Германии. Не поверите, но это нарезанная в тысячи слоев газета, наклеенная под прямым углом поверх металлической основы. В результате получилась очень интересная мягкая фактура, которая образует вазу, словно из плотного авангардного «гофре». Мне как художнику очень нравятся такие неординарные вещи.
- К тому же вам, как художнику легко оформить интерьер собственными работами! Что за фото стоит у стеклянного кубического бара?
- Это одна из работ моей выставки «No comment», что была в Русском музее. Но вообще мои работы довольно специфические, не салонные и мало кто из коллекционеров в России вешает подобные фото-картины у себя дома.
- Почему?
- Наверное, они не слишком позитивные, не гламурные по своему сюжету, но мне с ними комфортно и в моем доме они висят на стенах. Да, по поводу комфорта, обставляя дом, я вдруг поняла, что интерьерные вещи либо «живут» у тебя, либо нет, подходя к обстановке и тебе самому. Например, вот эта красно-белая лампа-торшер в моей библиотеке очень прижилась…
- По поводу ламп – в вашем доме самые разные светильники, часть из них профессиональные, для работы?
- Профессиональных светильников немного, а некоторые выглядят такими, но на самом деле стилизованные, дизайнерские.
- На окнах нет штор…
- Зато на первом этаже хорошо видны чудные решетки! Для трех окон нижнего этажа вместо штор я заказала наружные жалюзи, а наверху, где круглые окна, ничего не планирую вешать – пусть будет больше света. Да, вы обратили внимание на батареи? Старые чугунные батареи стилистически, как ни странно очень совпали с интерьером, и я решила их не менять. А вот вид из моих окон, к сожалению, изменился!
- В связи с чем?
- Когда я покупала эту квартиру, одним из решающих факторов был чудесный вид из окна на Петропавловскую крепость, но через какое-то время он исчез – напротив моих окон выстроили новый дом. Поэтому я советую всем, будьте предельно внимательны, покупая вместе с недвижимостью «красивые виды из окон»! Старайтесь заранее все выяснить или отдавайте предпочтения тем квартирам, где нет возможности изменить вид из окна, например в доме на берегу реки…
- Есть ли какие-нибудь разочарования с домом, его интерьером?
- Кроме потерянного вида на Петропавловскую крепость, разве что мой дизайнерский «просчет» со стульями в гостиной. Сейчас там стол с шестью стульями, четыре из которых одинаковые и два – разных, но этот прием – «стол и разнообразные стулья» стал уже избитым и встречается даже в ресторанах, поэтому я хочу придумать что-то новое. Вообще я люблю это пространство, то, что получилось в результате перепланировки и ремонта в моем доме. Мне, как я успела почувствовать, он очень подходит.
- Квартира фотографа на ваш взгляд принципиально чем-то отличается от квартиры обычного человека?
- Я уверена, что профессия человека в большей или меньшей степени накладывает отпечаток на место, где он живет. Когда я придумывала интерьер для квартиры, мне казалось, что чем меньше нижний этаж будет похож на жилое помещение, тем он будет красивее. Тем не менее, жизнь вносит свои коррективы, и в итоге на первом этаже мы принимаем гостей, пьем чай, а съемки я обычно провожу вне дома.
Фото Владимира Бертова







