Любое старое или старинное жилье должно иметь свою историю. И своих привидений. Это поднимает духовную ценность дома в глазах его обитателей!

«Пиастры, пиастры!»

В 90-е годы, почему-то особенно в Праге, по рукам ходили карты, указывающие о якобы спрятанных в России сокровищах. Тех, что не смогли забрать с собой наши соотечественники, бежавшие из страны в смутные революционные годы. Продавались такие карты недорого, и многие брали их в качестве сувенира – хотя и не пергамент, но все-таки бумага потрепанная, шрифт с «ятями»… Раритет!

Один из российских бизнесменов случайно обзавелся такой картой. На смешанных славянских языках объяснился с чехом-продавцом. Из его сопроводительной лекции понял следующее: карта попала к нему не из первых рук, сложными путями она прибыла в Прагу из Турции, где после революции спасался от красного террора собственно хозяин клада.

Дома счастливый покупатель покупку рассмотрел повнимательнее – все, как полагается, и края неровные, и манящий крест на месте якобы клада… Был указан дом неподалеку от Аничкова моста. Что спрятано, неясно, но клад. Раз крест-то стоит. Загорелся бизнесмен: найду клад, а деньги в дело вложу.

…Начал поиски. Для начала с трудом определил дом и квартиру. Нумерация уже изменилась – что естественно, с учетом всех потрясений, пережитых городом за почти столетие…Искомая квартира оказалась разделенной на две. Обе – бывшие коммуналки после расселения. Что было большим минусом – хозяева, как правило, искореняют коммунальный дух посредством масштабного евроремонта. И так-то неизвестно, лежит ли клад, а в ходе перестройки его, вполне вероятно, уже и нашли…

Но бизнесмены 90-х все были невероятно упрямы и обладали хваткой бультерьера, в те годы иные не выживали. Понадеялся на личное везение, и с упорством танка продолжил авантюрную операцию.

Крест на плане указывал на левую часть квартиры. А где именно – в полу ли, в стене ли клад спрятан, по карте непонятно. И, чтобы выяснить, не был ли клад при ремонте обнаружен, в квартиру следовало проникнуть. На этом этапе в дело был включен риэлтор Александр. Понятно, что в детали он посвящен не был. Перед ним стояла задача: купить именно ЭТУ квартиру. И замены по условиям матча не допускалось.

И вот Александр начал уговаривать владельцев квартиры продать ее. А они всего несколько лет как переехали, и ребенок в школу неподалеку ходит, и фирма их рядом, и вообще – нет. С какой стати?

Большие деньги, бесплатные услуги риэлтора, минимум хлопот по переезду и новый ремонт заставили хозяев квартиры задуматься. Но окончательно их «подломила» сентиментальная история, выданная бизнесменом. Мол, до революции в этой квартире проживали его родствениики, и теперь он пытается вернуть родовое гнездо. Звал на Смоленское кладбище, к их могилке. Могилку с памятником из черного гранита бизнесмен цинично присмотрел заранее – а вдруг согласятся на посещение! Впрочем, до этого не дошло - квартиру продать все-таки согласились. За очень большие деньги. Но бизнесмену цель уже была важнее средств. Стремился к ней баллистической ракетой.

…После первого осмотра квартиры и осторожной беседы с хозяевами стало ясно – стены, полы не рушили, лишь обновляли. Шансы все увеличивались.

…Купил он квартиру. На радостях поведал всю историю Александру. Раскурочил полы, стены. Бригада ремонтников работала под неусыпным взглядом хозяина. Под подоконником в стене обнаружился медный тубус. В тубусе – картина, свернутая в трубку. Портрет на шелке. Мужчина и женщина. Написана неизвестным художником, в Ялте. Начало прошлого века. Художественной ценности практически не имеет, как объяснил вызванный на дом искусствовед. А еще в тубусе – прядь волос женщины с портрета. И сопроводительная записка – это бабушка с дедушкой дореволюционного хозяина квартиры. И план, по которому их могилу можно найти на Смоленском кладбище…

Ибо не принято в той семье терять семейные захоронения.

Теперь бизнесмен живет в купленной квартире. Портрет висит на видном месте. Могилу он нашел, ухаживает за ней. Людей, изображенных на портрете, давно и искренне считает своими родственниками. Сам верит в то, что его квартира – вновь обретенное родовое гнездо. Сын знает, что на портрете – его пра-пра...бабушка и дедушка.

В общем, в этой истории никто не считает себя пострадавшим. Все что-то приобрели. Самое ценное досталось бизнесмену – благородные дворянские корни…

Кошмар под веткой сирени

…Одна клиентка, с которой работал Александр, мечтала о тихой городской квартире. Чтобы дом был не новым, чтобы стоял в тихом центре, и чтобы в окна – кусты сирени. И чтобы было общее ощущение дворянского гнезда или купеческой усадьбы…

Ну и где такое достать? К тому же за относительно небольшие деньги… Но – пробовать надо, раз задача поставлена.

Удивительно, но вариант быстро обнаружился. Не центр, правда, а спальный район, но дом старый, двухэтажный – есть такие домики, еще пленными немцами после войны построенные. Общее ощущение уютное, а в окна – кусты сирени, ведь первый этаж. Дело как раз в конце мая происходило.

Быстро клиентка переехала, а через пару недель – тревожный звонок Александру. Несмотря на спокойное место и аромат полисадника, не может спать. Ночами по дому разносятся жуткие мерные звуки. Будто кости долбят. А за стенкой – нежилое помещение. И луна светит в окна. Из-за кустов сирени. И такое чувство, что какая-то нежить за ней наблюдает. Вспомнила она уже и Кентервильское привидение, и про вампиров. В общем, передумала, надо новую квартиру ей.

Хотя Александр и был не против еще поработать, но как-то ему не хотелось женщине лишних хлопот и трудностей с переездами устраивать. Подозревал он, что нервная дама с воображением что-то накрутила себе…

Провел самостоятельное расследование. И все подтвердилось – действительно, ночные звуки «имели место быть». К домику примыкал мясной магазинчик. А за стенкой купленной квартиры, в нежилом помещении, работал рубщик мяса. Почему уж он работал ночами, Бог его знает. То ли проблемы с СЭС, то ли с какой другой организацией. Достаточно было Александру один раз побеседовать с директором магазинчика, как зловещие ночные стуки прекратились.

Итак: сирень пахнет, тишина, дом как маленькая усадебка… И луна при таком раскладе уже не зловещий антураж, а деревенски-романтический!

Текст: Ирина Смирнова