
- Мне хотелось создать дом, похожий на тот, о котором я узнал из рассказов моей матери. Дело в том, что у ее родителей, еще до революции был дачный дом в Шувалово, недалеко от второго Суздальского озера. По воспоминаниям дом был уютным и красивым, и в нем происходило множество интересных семейных историй. Одна, например, касалась моего деда, которого от бандитов спасла финская овчарка Хэппи. Возможно, с тех времен в нашей семье идет традиция держать собак. Кроме «исторической составляющей» к строительству дома меня подтолкнула идея жить за городом. Качественно загородная жизнь другая, нежели в мегаполисе.
- Интерьеры дома по стилю напоминают модерн – белые стены и темно-коричневые балки, дубовые, наверное?
- Я бы назвал это не модерном, а «взглядом на модерн». Балки внутри из менее ценного дерева, а снаружи облицованы дубом, причем это удалось сделать за счет экономии на других материалах. Дом получился «бюджетным», поскольку построен из недорогого газобетона, и отделан очень просто. Еще одним значительным пунктом экономии стал ландшафт.
- Каким образом?
- Строительство велось вручную, без помощи какой-либо техники, причем стройка дома шла «изнутри», а вокруг него на расстоянии двух метров поставили ограждение. Прилегающую к нему территорию мы старались не трогать, оставляя в целости все дикорастущие деревья и цветы, с которыми получили участок. Во многом это сэкономило нам деньги, потому что по нашим наблюдениям несколько соседей, которые строились рядом, сначала загоняли на свои участки тяжелую технику, разравнивали их, вырывая с корнями кусты и деревья, а потом уже рядом с готовыми домами заново начинали ландшафтные работы и посадки растений. На мой взгляд, такое оформление, хотя и смотрится красиво, получается ненатуральным, «новодельным» и к тому же дорого стоит.

- Да, а потом дополнили его различными растениями. Оформлением и поддержанием сада в порядке занимается моя супруга, причем, как художник, она очень интересно его устроила.
- В одной из комнат у вас довольно оригинальный камин? Чем он отделан?
- Его эскиз мы нарисовали сами, а отделка - несколько плиток смальты, которые я оставил себе на память еще со времен работы над памятником героическим защитникам Ленинграда (при въезде в город, на площади Победы – прим.авт.). Тогда, в 70-е годы нам разрешили использовать старинную смальту девятнадцатого века, сделанную в Академии художеств. Из нее выполнены части мозаик «Блокада» и «Победа». Плитки на нашем камине - заготовка, неразрубленная смальта, которую перед работой раскалывают на кусочки, и уже из них собирают мозаичные полотна. Смальта – вечный материал. В Италии, Турции, Израиле сохранились мозаичные полы давно утраченных храмов, от которых остались лишь руины. В Россию мозаика пришла из Византии и в основном использовалась для украшения церквей.

- Частично мы ее купили, частично сделали на заказ, потому что дом несколько необычный внутри и подходящей готовой мебели, например, книжных полок мы бы не нашли. В нашем доме очень хороши «маршруты» - он спроектирован таким образом, что помещения в нем не прямоугольные, многоугольные, со скошенными углами. Проходя по дому, ты нигде не поворачиваешь на 90 градусов, а идешь точно по кругу. Визуально это очень приятный эффект. Поэтому мы заказали особые полки, а мебель купили индонезийскую, из тиковой древесины. Она называется «Старая Ява» и в нее входит целое семейство предметов – стулья, консоли, книжные шкафы, похожие на лабораторные, конца девятнадцатого века. Все это, конечно, новодел, но хороший, мебель нарочито сделана чуть-чуть неровной, с выбоинками - такую можно представить где-нибудь в университетских аудиториях прошлого. Тем не менее, она красивая и удивительно сочетается с дубовыми балками, не помпезная - с ней можно разговаривать «на ты».

- Да, причем таким образом они видны сразу с двух этажей, что очень удобно.
- Освещение в доме решено с помощью светильников, которые очень похожи на самодельные. Сами их изготавливали?
- Нет, фонари куплены в магазине и это еще одно из «бюджетных» решений. Мы купили обыкновенные уличные фонари двух видов, которые используются в Петербурге и повесили в комнатах и на лестнице. Одни почти квадратные, чугунные, другие – каплевидной формы. Вид у них довольно суровый, и этой своей простотой и грубоватостью, дизайном «без рюшечек» они хорошо подчеркивают характер модерна.

- Она обшита обыкновенной «вагонкой», протравленной белым финским пинотексом. Дерево в результате получилось желтовато-белесым, и теперь с одной стороны, защищено от гнили, а с другой, очень симпатично смотрится. Вообще процесс обустройства еще не закончен – недавно, например, я покрасил пинотексом «под дуб» светлый столик для палитры. Раньше мне казалось, что он как-то выбивается из общей картины, а теперь отлично соседствует и с балками и с остальной мебелью.
- Кстати, что за старинная прялка у вас в мансарде? Вам нравятся предметы деревенского быта?
- Эту прялку, впрочем, как и много других старых вещей, я привез со Псковщины – там у нас две деревенских избы. У меня в доме есть привезенные из деревни старые гарпуны, удивительные кованые безмены. Я люблю старые вещи. Они может быть причудливые, но естественные для мастерской художника. Мы собираем вещи, которые в какой-то степени нас вдохновляют. Они иногда наивно, но изысканно и вручную сделаны. Это важно, потому что такие вещи хранят энергию, любовь мастера. Особенно интересны те, что передаются из поколения в поколение. Сейчас такого почти не встретишь. Сегодня время бездушных вещей, сделанных автоматом, на конвейере. Взять, к примеру, электрический чайник. Разве сравнится он со старинным самоваром? Нынешняя бесконечная потребительская смена вещей приучила нас не привязываться к ним. Сломался один чайник, купил другой, третий и т.д.
- Ваш дом в каком-то смысле такая же вручную и с любовью сделанная вещь…
- Да, мы его и строили, и проектировали сами. Изначально мы с женой потратили массу времени, создавая макеты различных вариантов будущего дома, затем подключили к работе сына. Можно сказать, что дом мы «вырастили» и сформировали, как некое растение. Конечно, это не означает, что он имеет волшебные или особенные свойства - сегодня ввиду почти безграничных архитектурных возможностей домом никого не удивишь, но зато он выстроен так, как нам того хотелось. Это дом художников и архитекторов – с творческими мастерскими и соответствующей атмосферой. Кстати, у нас есть предмет особой дизайнерской гордости - ограда нашего участка. Она очень простая, выполнена в черном металле, без украшений и закрыта белым молочным оргстеклом. Таким образом, возникает удивительное ощущение единства с небом, а сам участок кажется лишенным ограничения. Полупрозрачный забор одновременно затеняет территорию, закрывая ее от любопытных глаз и пропускает свет для растений. Интересный оптический эффект возникает вечером, когда в доме включается свет - он отражается от забора и снаружи участок светится, как большой фонарик.
