– Владимир Длорович, для чего понадобилось укрупнять функциональные зоны?

– Градостроительным кодексом, принятым в конце 2004 го-да, установлены единые требования к содержанию Генеральных планов для всех городов РФ, вне зависимости от их площади и численности населения. Буквально выполняя существующие предписания, мы получили очень подробный документ с большим количеством функциональных зон. На излишнюю детализацию положений Генерального плана также сильно повлиял учет пожеланий жителей и инвесторов в отношении конкретных территорий.

Генплан утвердили, но жизнь идет своим чередом. Экономика Петербурга активно развивается. Правительство города реализует новые подходы к привлечению крупных производств, в частности, в сфере автомобилестроения. Появляются новые инвесторы. А принятая мелкая сетка функциональных зон зачастую не позволяет им осуществлять свои идеи. Будь Петербург небольшим муниципальным образованием с населением в 50–100 тысяч человек, усовершенствование Генерального плана не превратилось бы в столь сложную проблему. Два-три, ну, четыре месяца – и все в порядке. В Северной столице же, как правило, бывает так, что с момента принятия решения до внесения изменений в закон проходит около двух лет. То есть корректировка Генерального плана мегаполиса – это долгосрочное и дорогое удовольствие. Именно поэтому было целесообразно укрупнить перечень функциональных зон.

Владельцы терминала верят в перспективы Петербурга как транспортного узла

– Когда депутаты голосовали за откорректированный Генплан, вице-губернатор Александр Вахмистров сказал журналистам, что документ не тронут в течение пяти лет. Правда, спустя немного времени речь шла уже о трех годах…

– Вопрос спорный. Три года – тоже не так уж плохо. Вообще, на мой взгляд, Генеральный план можно было укрупнить еще больше. Ведь это градостроительный документ самого верхнего уровня. Дальнейшая детализация должна происходить в процессе разработки Правил землепользования и застройки, а также документации по планировке территорий. Даже в нынешнем «укрупненном» виде Генплан не сможет в полном объеме учесть всех нюансов развития таких огромных площадей.

Территория Петербурга составляет более 1400 кв. км. По данному показателю это самый большой город в России, на 30% превышающий по площади Москву и более чем в два раза – Новосибирск, третий по величине мегаполис нашей страны. Замечу, что Северная столица по своим размерам превосходит территории некоторых субъектов РФ.

Не сегодня, так завтра может прийти очередной крупный инвестор, и Правительство города не удержится от того, чтобы пойти ему навстречу. Ведь инвестор гарантирует новые рабочие места, дополнительные вливания в бюджет. Так что два или три года – вот реальный срок.

– Нельзя ли было Генплан укрупнить изначально?

– Иногда застройщики приходят и говорят: а зачем вообще все это нужно? Мол, идеальной была бы ситуация наличия в Генплане единственной зоны. Просто покрасить карту целиком в один цвет, а возникающие вопросы обсуждать в частном порядке в кабинетах КГА.

Правда, любая линия на карте – это проявление градостроительной воли. Вот здесь размещаем жилье, а тут – промышленные предприятия. Однако если мы действительно хотим превратить Санкт-Петербург в город с европейским качеством жизни (как это заявлено в Генплане), подобную волю надо проявлять и защищать. К сожалению, только на уровне градостроительного сообщества эту проблему решить нельзя. Она ведь к тому же носит политический характер. И существует во многих крупных городах России.

– Петербуржцы, а особенно строители, с нетерпением ожидают, когда наконец-то у мегаполиса появятся Правила землепользования и застройки. Ведь Генплан не дает ответов на все вопросы. Эти Правила тоже результат работы вашего института?

– Сейчас уже можно сказать, что да. Хотя то, что мы подготовим, будет лишь первой редакцией. Дальше начнутся многочисленные согласования, публичные слушания, рассмотрения в Законодательном Собрании. Каково сегодня петербургское общество, кто и как в нем выражает свои интересы, – такие будут и Правила.

Наверное, вы помните, недовольство парламентариев по поводу того, что им не дали достаточно времени на работу с проектом корректировки Генплана. В связи с этим вице-губернатор Александр Вахмистров до официального внесения в парламент передал депутатам предварительную редакцию Правил, чтобы они ознакомились с ней в течение каникул.

Публичные слушания по разработанному документу пройдут в августе-сентябре. После детального анализа их результатов на комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга и внесения принятых ею поправок проект поступит на рассмотрение Правительства, а в ноябре-декабре – Законодательного Собрания.

Владельцы терминала верят в перспективы Петербурга как транспортного узла

– А не произойдет ли с Правилами то же самое, что с Генпланом? И не придется ли их вскоре переделывать?

– Нет, Правила не могут противоречить основному градостроительному документу. Они создавались с учетом его положений и в определенной мере являются его продолжением. Карты в составе Генплана – это просто схемы. Глядя на разработку функциональных зон в данном документе, трудно с точностью сказать, на какой территории какие виды объектов могут быть расположены, а также определить условия их размещения. На эти вопросы как раз и отвечают Правила землепользования и застройки.

Кстати, проект Правил мы подготовили около полутора лет назад. Он прошел публичные слушания, был представлен на утверждение в Правительство. Но так как к тому времени уже было решено внести изменения в Генеральный план, принятие Правил застройки пришлось отложить. Однако и эта наша работа не пропала даром. Ее результатом стало появление временных регламентов застройки, которые КГА подготавливал по заявкам строительных фирм на основе нашего проекта.

– Во время обсуждения Правил самые горячие страсти кипели вокруг вопросов о количестве зеленых насаждений и высоте зданий. В связи с этим на публичных слушаниях у разработчиков может появиться много оппонентов.

– Проблемы высоты зданий и наличия зеленых насаждений – это, конечно, серьезные поводы для дискуссий, но не только они являются предметом жарких споров. Иногда гораздо больший резонанс вызывают вопросы о разрешенных видах использования территорий. Многих застройщиков и жителей города волнует соотношение жилой и общественно-деловой застройки. Как предоставить им возможность развиваться, не конфликтуя друг с другом. Эти темы не так активно проникали в средства массовой информации, но на слушаниях им уделялось очень много внимания.

В любом случае хочу сказать всем заинтересованным инвесторам и горожанам: чтобы власти города могли учесть в Правилах ваши пожелания, надо познакомиться с проектом документа, который мы в ближайшее время опубликуем. Пусть ваши замечания будут носить в чем-то спорный характер, главное – их наличие. Очень важно, чтобы желаемые коррективы соответствовали предмету слушаний, в противном случае их придется отклонить уже на первой стадии рассмотрения в районных подразделениях комиссии.

Со своей стороны, надеюсь, что Правила землепользования и застройки будут в полной мере отражать интересы всех участников градостроительного процесса в Петербурге.

Досье «ДН»:

Владимир Длорович Аврутин, заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский НИПИград»

Член общественного Градостроительного совета Санкт-Петер- бурга. Профессиональную деятельность начал в 1983 году после окончания с отличием Ленинградского финансово-экономического института.

Один из авторов важнейших документов градостроительного развития Ленинграда – Санкт-Петербурга: Генплана Ленинграда и Ленинградской области (1986 год), Генплана Санкт-Петербурга (2005 и 2008 годы), Генеральных схем развития отраслей социальной инфраструктуры города, проекта Закона Санкт-Пе- тербурга «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (2003 год), проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (2005 год).

Источник: данные компании

Текст: Вячеслав Березниченко