Джулиано приехал в Петербург в 1995 году, но владельцем собственной квартиры стал только пять лет назад, поселившись на Фонтанке, неподалеку от Аничкова моста. Как и следовало ожидать, свой российский дом он обустроил на итальянский манер…

- Белый цвет. У нас в Италии, особенно на юге страны принято, чтобы стены были белыми. Еще там очень любят оттенки охры и бежевого.
- В итальянских фильмах неизменный атрибут дома – белоснежные скатерти…
- Чаще по праздникам, а в обычные дни это, как правило, клетка, красная с белым - классическая ресторанная скатерка.
- Вы привозили что-нибудь для дома из Италии, так сказать, на память о родине?
- Да, я привез пять кувшинов, но в итоге все они используются в театре в декорациях спектакля «Эдип-царь».
- Не жаль было отдавать?
- Нет, конечно! Они же там особую эстетику создают.
- У вас квартира с выходом на крышу. Часто выходите туда полюбоваться на город?
- Да, вылезаю – покурить, посидеть с друзьями, выпить. Там очень здорово.

- Так и есть, но мне это не очень нравится. В Италии в горках часто ставят фигурки стеклянных венецианских лебедей. Иногда так безвкусно выглядит! У меня в доме такого посудного шкафа нет, и вообще к посуде я отношусь утилитарно. Она ведь разбивается постоянно! Например, купил недавно сразу пятьдесят штук стаканов, с запасом.
- Зачем так много?
- А у меня гостей много бывает. На Новый год в этой квартире было семьдесят человек! Кроме того, я люблю и на крышу выйти поесть - с нормальной тарелкой, а не с картонной. Могу, уходя из дома, положить стакан в карман, зная, что выпью что-нибудь на улице…
- Где режиссер ди Капуа репетирует роли и размышляет над новыми постановками?
- Для этого у меня есть мой круглый столик и два кресла. Еще очень удобно сидеть под аркой - там думается лучше всего.
- А какие-то предметы домашней обстановки помимо уже упомянутых кувшинов подарили вам вдохновение?
- В спектакле «Мадам В» - моно-версии «Монологов вагины» мы почти всю декорацию сделали из одного старинного витого стула, который я купил вместе с квартирой. Этот стул позапрошлого века лежал на чердаке, и был уже порядком разломан. Я его разобрал, и получилось семь элементов декорации, очень изящных, легких, в единой стилистике.
- Надо было в антикварный магазин сдать – это же такая ценность была…
- Его вряд ли удалось бы восстановить – там спинка наполовину отсутствовала. Впечатление было такое, что кто-то тяжелый на него сел и сломал… Вообще многие вещи на меня воздействуют, как творческий катализатор. Например, в квартире, когда я ее купил, была какая-то старая медная плошка, которая очень помогла мне в работе над одним из эпизодов спектакля.

- Нет, иногда планируешь, но не получается. Я, например, для спектакля привез из-за границы барабаны, литавры и десять соломенных шляп. Шляпы не понадобились и теперь валяются на чердаке.
- Чемодан у вас необычный, похоже антикварный…
- Старинный, привез его из Швейцарии. Только он очень тяжелый и я его лишь однажды брал с собой в путешествие.
- Ваши туфли для мужских на вид довольно эксцентричные …
- Думаете, это я туфли жены на время взял? Нет, мои собственные. Кстати мне они очень нравятся, даже на улицу в них выхожу. Я их из Йемена привез – люблю там отдыхать.
- В этом доме есть что-то сделанное вашими руками? Вообще в Италии мужчины занимаются домом так же как в России, допустим, мастерят мебель?
- Что касается Италии, то там ситуация разнится в зависимости от того, где живут люди – на юге или на севере страны, в городе или в деревне. В городах женщины более самостоятельные. Я родом с юга, из маленькой деревеньки, и там принято, чтобы мужчина полностью занимался обустройством дома. Он все выбирает, покупает, и как говорится, командует, а дело женщины – кухня и дети. Я здесь сам делал кровать, пол из мраморной мозаики, переоборудовал ванную комнату.

- Она была такая убогонькая! Пришлось все устраивать заново. Дело в том, что ванной как таковой не было, и холодная вода из душа текла прямо…на унитаз! В бедных деревнях южной Италии у стариков такое, кстати, до сих пор встречается! Хотя, знаете, когда я приехал в Россию в 1995 году, видел ванные и похуже.
- Вы покупали квартиру относительно недавно?
- Да, в 2003 году и жалею, что не сделал этого раньше. Тогда за эти же деньги предлагались варианты намного лучше. Такие квартиры были в продаже!
- Но здесь у вас тоже неплохо – Аничков мост, Фонтанка, просто открыточный вид…
- В этом смысле, не скрою, я доволен. Я неслучайно выбрал старый фонд. Здесь чувствуется история. Моя квартира когда-то предназначалась для прислуги, ничего особенного, но архитектор очень хорошо продумал все пропорции, она получилась удивительно уютной.
- В России в 60-х прошлого века было модно покупать фанерную мебель, а старинную резную безжалостно выбрасывали. Было ли что-то подобное в Италии?
- Да, и это естественно - должны же были стать большими и толстыми все эти магазины-супермаркеты, торгующими всякими современными плоскими столами и стульями! У нас в Италии была та же история, но, к счастью, не все оказались подвержены этому модному веянию. Кстати, я вообще не воспринимаю современную мебель и у нас в доме нет ничего в стиле хай-тек и т.п. Шкаф я подобрал во дворе. Видите стол с мраморной комбинированной столешницей? Это я взял, когда в соседнем доме ремонтировали ресторан.
.jpg)
- Очень по-русски поступил. Подошел, дал какому-то «Ваське» денег на бутылку и забрал мраморные подоконники. Натуральный мрамор, пластина больше сантиметра толщиной. Они, их оказывается, потом выбрасывать собирались, представляете? Наверное вместо мрамора модным пластиком все заклеили(смеется)… Да, жаль что в Питере выбрасывают столько старинных элементов декора.
- А что, очень заметно?
- На нашей помойке чуть ли не каждый день выброшенные старинные двери валяются! Дубовые, с резьбой! Зачем выбрасывать? Их же реставрировать надо! Такая красота…
- У вас, кстати, дверь очень «итальянская», на деревянные жалюзи похожа…
- Когда я въезжал сюда, она другая была – глухая, железная. Это я специально попросил мастера, чтобы он ее облегчили – выпилил в ней полоски. Теперь она выглядит легкой и воздушной.
- По рассказам в Италии двухуровневые дома, из-за жары – в подвале живут летом, наверху – зимой. Это правда?
- Да, подвальных помещений очень много, и в них действительно перебираются, когда наступает летняя жара, а зимой снова переезжают на верхний этаж. В жару очень приятны мраморные полы… Но они в основном в старых домах, а в новых – кафель. Я его не люблю, особенно современный.

- В Италии перестали делать кафель, который производился когда-то. В старину были очень красивые мелкие плитки, размером примерно пять на пять сантиметров. В некоторых домах они до сих пор встречаются, а сейчас производят огромные плиты, но уже совсем не то…Кстати, я заметил, что в Петербурге иногда как-то странно используют итальянский кафель.
- А в чем странность?
- Зачем-то устилают им старинные каменные лестницы, да еще на улице. Он же «захрустит» через несколько месяцев!
- А паркетные полы популярны в Италии?
- Их почти не делают – дерева не хватает! В старых домах, чаще на севере страны, на вторых этажах можно встретить паркет, но это редкость. Везде царит кафель.
Фото Владимира Бертова
