Весной 2008 года Градостроительный совет Санкт-Петербурга одобрил концепцию застройки территории станции Московская-Товарная, разработанную архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и английской компанией Studio Egret West. Заказчиком концепции и девелопером проекта выступает ООО «Росрегионпроект Девелопмент», дочерняя структура ОАО «Ленгипротранс», одного из ведущих институтов в сфере проектирования объектов транспортной инфраструктуры.

Площадь застройки, ограниченная Полтавским проездом, Кременчугской улицей и Обводным каналом, составляет 40 га, из которых 21 га занимает грузовой двор РЖД. Его, по условиям инвестиционного договора с ОАО «РЖД», девелопер проекта обязуется перебазировать на заранее обустроенную площадку в Шушарах. Полностью освободить территорию Московской-Товарной планируется до конца 2009 года.

Концепция городского квартала была разработана для всего участка. В соответствии с ней на нынешней привокзальной территории появятся более 240 тыс. кв. м офисов класса «А», 220 тыс. кв. м жилой недвижимости бизнес- и комфорт-класса, несколько гостиниц категории «3–4 звезды», а также подземный паркинг площадью 180 тыс. кв. м. По соседству предполагается разметить объекты социальной инфраструктуры – встроенные детские сады, школу, спортивную детскую академию. По предварительным расчетам, весь проект будет реализован в несколько очередей: ввод первых объектов намечен на 2012 год, последних – на 2018-й. Инвестиции в проект, по оценке девелопера, могут составить порядка $1,5–2 млрд.

Справка «ДН»::

Проекты развития крупных привокзальных территории за рубежом
1. Kings Cross, Лондон
2. Paddington Waterside, Лондон
3. Broadgate, Лондон
4. Haupt Bahnhof (Lehrter Bahnhof), Берлин
5. Media Spree, Берлин
6. Marunouchi, Токио
7. ZuidasDok, Амстердам
8. Puerto Madero, Буэнос-Айрес
9. Arnulfpark, Мюнхен
10. Район Józsefvárоs, Будапешт
11. Зона развития центрального вокзала, Хельсинки

Источник: Knight Frank Saint-Petersburg

«В настоящее время на территории «Московской–Товарной» ведутся работы по сносу полуразрушенных строений и выносу существующих инженерных сетей, – отмечает Александр Мельников, исполнительный директор ООО «Росрегионпроект Де-велопмент». – При этом уже с начала 2008 года разрабатывается проект планировки и межевания территории, ограниченной Полтавским проездом, Миргородской улицей, Кременчугской, осью Обводного канала и Атаманской улицей. Архитектурной концепцией занимаются специалисты ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ». Вопросы транспортного обеспечения прорабатывает ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (НИПИ ТРТИ). Первый этап проекта с чертежами планировки мы собираемся передать на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре в середине июня».

Успешное сочетание

Первая очередь объекта разместится на участке 7–8 га и будет представлять собой обособленный многофункциональный комплекс с офисной, жилой и гостиничной функцией. Изюминкой квартала станет искусственный канал с 11 мостами, который зимой будет функционировать как каток.

По словам Николая Пашкова, директора по профессиональной деятельности компании Knight Frank Saint-Petersburg, выступающей консультантом проекта, доминирующая роль офисной и жилой функции в структуре комплекса объясняется несколькими факторами. Во-первых, обе составляющие традиционно являются основными в международной практике редевелопмента крупных промышленных территорий, в том числе сконцентрированных около вокзалов и действующих железных дорог. Это вызвано их большим рыночным потенциалом и экономической эффективностью. Во-вторых, будучи расположены в центральных частях города, такие площадки обычно превращаются в деловые районы, что актуально и для данного проекта, который по своему местоположению примыкает к наиболее значимому очагу деловой активности города – Невскому проспекту. В то же время жилая функция включается практически во все подобные проекты и занимает около 20–25%.

Офисная, жилая и гостиничная недвижимость – самые популярные сегменты, которые включены во все крупные мировые проекты развития привокзальных территорий.

«Но в данном месте, с учетом масштаба проекта, прогнозируемой ситуации и степени востребованности, офисная и жилая функция представлены практически в паритетном объеме, – поясняет Николай Пашков. – По оценкам нашей компании, долгосрочный потенциал рынка жилой недвижимости существенно превышает долгосрочный потенциал офисной, где уже в 2013–2014 году можно ожидать обострение конкурентной ситуации. По сравнению с ней на рынке жилой недвижимости в сегментах «A» и «В» в ближайшие 10–15 лет не произойдет глобального насыщения. Что касается торговой недвижимости, то с учетом характеристик местоположения, торговая функция в проекте будет выполнять вспомогательную роль и ориентироваться на спрос, который будут генерировать будущие жилые и офисные объекты».

Особенностью данного проекта является также и то, что доля гостиниц в нем намного больше, чем в существующих проектах МФК в Питере. «Зачастую гостиница рассматривается как сервисно-вспомогательная функция в составе девелоперских проектов, – рассказывает господин Пашков. – В данном же случае, в силу того что территория прилегает к основному городскому вокзалу, гостиничная функция будет успешна и рентабельна еще и по причине значительного дефицита в Петербурге доступных и качественных отелей среднего класса. Разработанный мастер-план является достаточно гибким, он, даже в случае радикального изменения рыночной конъюнктуры, позволит оперативно изменить функциональное назначение отдельных лотов».

Транспортный вопрос

При строительстве крупных деловых и жилых районов существующей транспортной инфраструктуры, как правило, оказывается недостаточно. Для полноценного и динамичного развития требуется расширение действующих или возведение новых объектов. В качестве примера можно привести лондонский деловой район Canary Wharf, где были созданы легкая железная дорога (London Dockland Light Railway) и городской аэропорт (London City Airport), одним из инициаторов строительства которых была девелоперская компания London Docklands Development Corporation.

Решение проблемы транспортной доступности для «Московской-Товарной», как и для других проектов, реализуемых в центре города, отчасти зависит от планов городских властей по строительству виадука через железнодорожные пути к Лиговскому проспекту, завершить которое планируется к 2012 году. Относительно небольшая удаленность от метро северной части квартала и реконструкция набережных Обводного канала также благоприятно скажутся на успешной реализации проекта. Однако, по мнению экспертов, для полномасштабного решения вопроса и обеспечения прямого выезда к Невскому проспекту, возможно, потребуется полная реконструкция существующей дорожной сети.

Международный опыт

Офисная, жилая и гостиничная недвижимость – самые популярные сегменты, которые включены во все крупные мировые проекты развития привокзальных территорий. Только в Лондоне можно насчитать несколько крупных общественно-деловых зон, возникших на территориях бывших железнодорожных станций – Kings Cross, Broadgate и Paddington Waterside. В дополнение к основным функциям практически все они включают объекты сопутствующей инфраструктуры: рестораны, кафе, бары, медицинские пункты, отделения банков, фитнес-центры.

В результате реализации крупных проектов повышается привлекательность окружающих территорий для дальнейшего девелопмента, что приводит к увеличению капитализации сданных в эксплуатацию объектов. Вывод промышленных предприятий и складских терминалов из центра города заметно улучшает экологическую ситуацию, ведет к оздоровлению социальной среды, способствует созданию инфраструктуры. Крупные проекты зачастую открывают и облагораживают ранее недоступные для жителей пространства и становятся центрами новых общественно-деловых зон.

Текст: Яна Карелина