Комплекс будет иметь три уровня: на двух верхних ярусах разместятся подземные переходы и объекты торговли, на нижнем уровне - парковка на 632 машины. Впрочем, возможно строительство еще двух этажей подземных паркингов, что увеличит число машиномест на 1200. Согласно проекту, общая площадь комплекса составит 87 тыс. кв. м., глубина - 23 м.

  Территория вопросов
В соответствии с концепцией комплекс должен занять все пространство под площадью Восстания, а также захватить участок Лиговского проспекта до 2-й Советской улицы. Для удобства пешеходов организуют шесть входов: два от гостиницы «Октябрьская», один от Московского вокзала, два от выходов станций метро «Площадь Восстания» и «Лиговский проспект» и один от станции метро «Знаменская», которая появится в 2020 году. Въезд в подземную автостоянку запланирован со стороны Лиговского проспекта. По оценкам экспертов, этот проект увеличит пропускную способность площади как транспортного узла на 20%. На разработку проекта компания уже потратила $3 млн.
Еще в 2006 году строительство комплекса было под вопросом. От реализации проекта «по техническим причинам» отказалось ООО «Открытые инвестиции - Санкт-Петербург». Вывод был сделан на основе экспертных оценок российских и западных специалистов в области геологии и гидрологии. Исследования проводили петербургский институт «Геореконструкция-Фундаментпроект», французская компания Soleyhanche (специализирующаяся на строительстве сложных фундаментов и конструкций глубокого залегания), английская Waterman International (проектирование несущих конструкций зданий и сооружений) и Savant (управление проектами в строительстве и девелопменте). Тем не менее, городское правительство не стало отказываться от заманчивой идеи и продолжало искать заказчика.

  Японцы нас рассудят
Нынешний инвестор проекта - компания ООО «Адитум» - также привлекла в качестве экспертов ЗАО «Геореконструкция Фундаментпроект» и голландскую фирму Witteveen+Bos. Генеральный директор «Адитума» Данат Булавко убеждает городские власти в том, что проект безопасен и для себя, и для окружающих. Если уже привлеченных экспертов будет недостаточно, инвестор готов пригласить японских экспертов, которые являются известными специалистами в подобных работах.
Одним из предложений проектировщиков является смена памятник «Городу-герою Ленинграду» на памятник Александру III, который стоял на этом месте в дореволюционной России. «Это идея удачная, - комментирует генеральный директор АОЗТ «АМР» Олег Романов. - Нынешняя вертикаль не украшает площадь, потому что совершенно незаметна. Законы формирования площадей заключаются в том, что центральная доминанта обычно более низкая, чем окружающие здания».

  Очередь из проектов
Проект комплекса вызывал массу вопросов не только у специалистов, но и у широких кругов общественности. Не все приветствуют строительство сложного подземного объекта в историческом центре города. У экспертов вызывают беспокойство те транспортные проблемы, которые возникнут в период строительства, ведь на время работ Московский вокзал будет лишен полноценного подъезда, и это обстоятельство доставит жителями и гостям города большие неудобства.
Многие специалисты считают, что строительство подземного комплекса в этом месте неоправданно. «Главный недостаток проекта – это его перекос в сторону коммерческой стороны, - комментирует заместитель директора ЗАО «Петербургский НИПИград» Владимир Аврутин. - На первое место ставится торговля, а не удобство для людей. Если честно, то я вообще не понимаю, почему для реализации во многом нового для нашего города проекта была выбрана именно пл. Восстания – исторический центр города, место, которое окружено со всех сторон памятниками федерального и международного значения. Вокруг и так масса торговых зон».
Впрочем, есть архитекторы Петербурга, которые приветствуют не только строительство данного комплекса, но и создание аналогичных объектов в историческом центре. «Этот проект вполне технически выполним, - отмечает архитектор Михаил Мамошин. – И не нанесет вреда историческим памятникам. Подобные объекты являются адекватным решением социального вопроса, и если первый опыт окажется удачным, то аналогичное строительство можно начать и под другими площадями исторического центра».
О перспективности подобного строительства говорит и тот факт, что в городское правительство поступило уже тридцать заявок на освоение подземных площадей. «Я считаю, что нам все равно придется идти под землю, - комментирует Олег Романов. – Освоение подземного пространства было бы целесообразно на пл. Искусств и Манежной пл.».
По словам господина Романова, реализация подземных проектов станет дополнительным стимулом для развития туристического бизнеса: кафе и магазины, которые невозможно разместить на поверхности в районе исторических площадей, сделают данные места более привлекательными для туристов.

 

 

 

 


 

Текст: Артём Худяков