Работниками этого правоохранительного органа была организована «горячая линия» по вопросам нарушений в деятельности ТСЖ, ЖСК и других организаций по управлению жилищным фондом. Судя по тому, что данной сферой заинтересовалось столь серьезное ведомство, проблем в ней хватает. И ситуацию надо в срочном порядке улучшать.
Недовольные новостройки
По данным городской прокуратуры, только за один день, когда проводилась «горячая линия» было зафиксировано более 100 обращений. Из них непосредственно по вопросу деятельности ТСЖ и ЖСК – 78. То есть, свыше трех четвертей всех жалоб касались работы именно этих ведомств. Оставшаяся четверть - деятельности районных жилищных агентств и ОАО «Жилкомсервис».
Наибольшее количество звонков по вопросам нарушений в деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов поступило из Калининского, Красногвардейского, Фрунзенского, а также Невского и Выборгского районов (в совокупности их было свыше 60%).
Ни одного обращения не зафиксировано из Кронштадтского, Курортного, Колпинского и Петродворцового районов. Показательно, считают в прокуратуре Петербурга, что незначителен поток жалоб из районов, где расположен так называемый «старый жилищный фонд» и заметно ограничены объемы строительства (Адмиралтейский, Центральный).
Из общего числа претензий (189), содержавшихся в 78 обращениях, 52 (27,5 %) касались низкого качества жилищно-коммунальных услуг. Здесь наибольшее количество претензий у проживающих в домовладениях Невского, Кировского и Выборгского районов.
Другим актуальным вопросом является несогласие граждан, проживающих в домах ЖСК, ТСЖ, с начислением и взиманием платы за коммунальные услуги, размером соответствующих платежей, необоснованным отказом в перерасчете. А также различного рода «поборами», устанавливаемыми органами управления кооперативов и товариществ.
«Засекреченная» отчетность
Значительная группа заявлений касается незаконного создания товариществ собственников жилья и нарушений при выборе иного способа управления многоквартирными домами. Наибольшее беспокойство по данному вопросу высказали люди, проживающие во Фрунзенском, Невском и Центральном районах города. По существу, такие претензии содержало каждое пятое обращение. К этой группе непосредственно примыкают претензии, связанные с нарушениями при проведении общих собраний, избрании председателей правлений ТСЖ и ЖСК, непредоставлением обязательной отчетности, а также о возможных финансовых нарушениях в деятельности органов управления данных организаций.
Немало жалоб у жильцов-собственников, по данным прокуратуры, и по поводу отсутствия информации о деятельности ТСЖ и ЖСК. Часть из них касается необоснованного отказа руководства товариществ и кооперативов в установке индивидуальных приборов учета.
Эхо «Питера Дуссманна»?
Есть мнение, что столь пристальный интерес прокуратуры Санкт-Петербурга к вопросам нарушения законодательства со стороны ТСЖ, ЖСК и иных организаций по управлению жилищным фондом – ничто иное, как следствие скандала с компанией «Питер Дуссманн».
Напомним, что дома в Адмиралтейском районе были переданы в управление этой организации в 2003 году Комитетом по управлению городским имуществом. Взамен на приведение в порядок ЖКХ расположенных в Коломне домов город предоставил «Питеру Дуссманну» право на доверительное управление нежилыми помещениями, чтобы последний мог их сдавать в аренду. Эксперимент не удался: несмотря на то, что люди исправно платили за жилье, фирма задолжала поставщикам энергии, тепла и воды. Сначала в домах отключили горячую воду, потом – электричество. Начались массовые протесты жителей домов. Когда деятельность компании начали проверять сотрудники компетентных органов, выяснилось, что она - банкрот. А позднее Федеральная антимонопольная служба и вовсе признала действия КУГИ незаконными и противоречащими антимонопольному законодательству. И предписала данное нарушение устранить.
История с «Питером Дуссманном» заставила город пристальнее присмотреться к деятельности других управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Поэтому, вполне вероятно, что устроенная прокуратурой Петербурга «горячая линия» - одна из попыток выявить и пресечь нарушения в сфере работы этих организаций.
По всем обращениям, поступившим на «горячую линию», прокуратурой города организованы тщательные проверки с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзора, сотрудников органов внутренних дел. Их ход поставлен на контроль.
