– Почему возникла идея нового принципа территориального деления Петербурга?
– Создание территориально-экономических зон (ТЭЗ) – не самоцель. Это всего лишь один из способов решения основных задач, которые стоят перед Петербургом, а именно – повышения качества жизни населения и улучшения управления городом. По качеству жизни мы сильно отстаем от европейских городов.
– Почему невозможно повысить качество жизни в рамках существующей системы административно-территориального деления?
– Потому что нынешнее территориальное деление носит административный характер и проводилось оно для децентрализации управления городом. Человек не учитывался вовсе. Это привело к экстенсивному развитию Петербурга: мегаполис разрастался в рамках «центростремительной» модели. В результате мы получили город, в котором большинство населения живет в спальных районах, а на работу ездит в центр. Наиболее населенные районы – Приморский, Красногвардейский, Калининский, Красносельский, Невский – в наименьшей степени обеспечены рабочими местами: на 2,2 миллиона жителей здесь приходится всего 340 тысяч рабочих мест. Практически вся индустрия отдыха и развлечений сосредоточена в историческом центре Петербурга.
Ежедневная «маятниковая миграция» сопряжена для петербуржцев с немалыми трудностями: около 1,3 миллиона человек и около 700 тысяч мест приложения труда и учебы расположены в зонах «транспортной дискриминации» – с недостаточным уровнем обслуживания скоростным транспортом.
– Что предлагаете вы?
– Мы рассматриваем совершенно иной подход к модели пространственного развития и предлагаем поделить город на территориальные экономические зоны. За основу деления был взят ареал жизнедеятельности человека. Ведь горожанин не пользуется всем мегаполисом, его активность ограничена некой территорией, внутри которой он живет, работает, восстанавливает свою работоспособность. Чтобы ему было комфортно, на этой территории должны находиться высокоэффективные места приложения труда, качественное жилье, объекты торговли, досуга, здравоохранения, образования и др. ТЭЗ – это часть территории города, ограниченная пределами ареала жизнедеятельности основной массы населяющих ее людей, которая в результате целенаправленных действий органов власти, бизнес-структур, общественных организаций и населения стала привлекательной для проживания, ведения экономической деятельности и инвестиций.
– В современной науке есть представление об оптимальном для человека ареале?
– Насколько я знаю, нет. Есть такой показатель, как время, затрачиваемое на пересечение крайних точек зоны. В Европе оно составляет 40 минут, у нас за основу взяты 50 минут. Большинство петербуржцев сегодня тратят на перемещение из дома на работу свыше часа.
Если смотреть с точки зрения численности населения, то оптимальный, по нашему мнению, размер ТЭЗ соответствует среднему российскому городу. То есть это 300-400 тысяч человек.
– В Петербурге сколько зон получилось в итоге?
– За основу деления были приняты места работы как основные точки притяжения для горожан. Затем посмотрели, есть ли вокруг жилье, учли наличие границ между территориями (реки, каналы, железные дороги). В итоге получили девять ТЭЗ. Шесть основных – Центральная, Московско-Невская, Юго-Западная, Северная, Ладожская и Южная. А также три особых зоны: Кронштадтская, Курортная, Петергофская.
– Исходя из чего выделили основные и особые ТЭЗ?
– Мы проверили каждую зону на соответствие восьми сформированным нами критериям. Это наличие существующих и потенциальных точек роста экономики (высокотехнологичных рабочих мест) и социальной сферы, достаточная численность населения, наличие ресурсов территориального развития (земельные, кадровые, энергетические, природные и др.), показатель соотношения количества занятых в экономике ТЭЗ к числу проживающих и т. д. Ни одна из территорий сегодня не отвечает всем критериям. Но некоторые из зон (например Южная) могут достичь нужных характеристик в сравнительно короткие сроки.
В трех упомянутых особых зонах соответствие не будет достигнуто ни при каких условиях. К примеру, в Кронштадтской нет ни территории, ни населения, ни рабочих мест, чтобы стать самодостаточной. Петергофская и Курортная имеют жесткие экологические и градостроительные ограничения по размещению производств. С экономической точки зрения это вечные монозоны, одна рекреационная, другая – культурно-историческая и научная. Соответственно, часть проживающих в их границах людей всегда будут вынуждены выезжать на работу в соседние зоны.
– Что вы предлагаете для совершенствования остальных ТЭЗ?
– Надо понимать, что одновременно решить проблемы всех частей города не удастся. На наш взгляд, следует в первую очередь браться за то, что можно сделать быстрее. Это две ТЭЗ, в наибольшей степени отвечающие восьми критериям, – Центральная и Южная. В Центральной ТЭЗ сегодня рабочих мест больше, чем проживающего населения. Это плохо. Надо освободить центр от перегруженности, развивать торговлю, развлечения, высокотехнологичные производства в других зонах. Это не те области деятельности, которые трудно воспроизводятся. Эрмитаж перенести на окраину города невозможно, а торгово-развлекательный центр – вполне.
Вторая наиболее развитая зона, Южная, очень перспективна для развития транспортно-логистического комплекса, энергетического машиностроения, промышленного сервиса и услуг в районе Купчино. Но здесь пока не хватает жилья. На другой ее границе, в Пулково, растут общественно-деловые, выставочные и культурно-рекреационные проекты. Но не решены вопросы транспортной инфраструктуры.
– Что скажете относительно остальных ТЭЗ, чья очередь наступит позднее?
– Выделение названных зон не означает, что остальные не развиваются и ждут своей очереди. В них тоже будут реализовываться необходимые проекты. Но сроки формирования этих зон будут больше, чем в первом случае.
Понятно, что для каждой ТЭЗ необходимо выделить несколько уже существующих и новых видов деятельности, на которые надо обратить особое внимание. В Северной следует сделать ставку на появление новых отраслей экономики в ОЭЗ «Новоорловская», а также на формирование здесь нового делового района. Для Ладожской показано развитие промышленного пояса вдоль Невы, совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья. В Московско-Невской – освоение промышленного пояса вдоль Обводного канала и Невы. Для Юго-Западной – проекты, связанные с судостроением, Большим морским портом. В каждой из зон необходимо заниматься либо строительством, либо реновацией жилищного фонда и созданием недостающей социальной инфраструктуры.
– А есть еще такие территории, как Мурино-Девяткино, Кудрово. Они относятся де-юре к Ленинградской области, но де-факто на них живут петербуржцы, которые ездят на работу в город. Вы это учитывали?
– Мы знаем о проблеме. Но вопросы развития пограничных между двумя регионами территорий в существующем правовом поле могут регулироваться только на уровне координации деятельности приграничных муниципалитетов или районных администраций. Договариваться надо, другого пути нет. В октябре-ноябре как раз переходим к вопросам развития агломерации. В отчете свои выводы отразим. Однако в Стратегии развития Санкт-Петербурга – не сможем. Мы должны создать документ, который отвечал бы федеральным законам, а значит – включал только то, что относится к юрисдикции данного субъекта федерации.
– Если ваша концепция будет одобрена городскими властями, Петербург получит новую систему административного деления?
– Мы не замахиваемся на то, чтобы изменить систему управления городом и перекроить деление на административные районы. Тем более что на жителей деление на новые территориальные единицы влияет опосредованно. Новое зонирование необходимо прежде всего для стратегического, а не тактического управления городом. Чтобы, принимая важнейшие для Петербурга решения, правительство города исходило из наличия ТЭЗ с определенными для каждой из них функциями.
– Как будут развиваться события дальше?
– Если говорить о будущем документа, то он в октябре-ноябре будет обсуждаться общественностью. Мы встретимся с представителями Торгово-промышленной палаты, малым бизнесом, выступим на нескольких городских форумах. Проект Стратегии-2030 будет размещен на специальном сайте и доступен для всех горожан. Затем Стратегия будет скорректирована с учетом аккумулированных замечаний и предложений, и 1 декабря должна быть сдана заказчику – Правительству Санкт-Петербурга. В соответствии с договором до конца года она будет дорабатываться.
Если говорить о реализации наших предложений, то представляется следующее. Сейчас в городе есть утвержденный перечень государственных программ, одна из которых посвящена развитию территорий. В ее рамках будут разработаны и приняты программы для каждой ТЭЗ. Предстоит большая работа – в каждой зоне должны быть проведены инвентаризация земель, мониторинг рабочих мест, оценено состояние жилищного фонда и инженерных инфраструктур. В соответствии с полученными результатами должен быть разработан свой документ развития для каждой территории. Госпрограмма, в свою очередь, станет основанием для бюджетного финансирования. Процесс очень непростой и небыстрый.
На схеме: Эксперты предлагают разделить Санкт-Петербург на 6 основных и 3 особые зоны
Источник: «Балт-аудит-эксперт»
