– На федеральном уровне неоднократно утверждалось, что механизм продажи жилья с помощью жилищно-строительных кооперативов несет в себе риски для покупателей. И в декабре Минрегион предложил ограничить работу ЖСК нормами 214-го закона. На ваш взгляд, оправдана ли эта инициатива?

– Мне кажется, что покупателям надо дать возможность выбирать не только строящееся жилье, но и форму его приобретения. У ЖСК есть ряд преимуществ, важнейшее из которых – шанс купить строящуюся недвижимость в рассрочку. Ведь главное – не форма заключаемого между покупателем и застройщиком договора, а надежность последнего, его репутация на рынке. К слову, возможность работы по механизму ЖСК прописана тем же 214-ФЗ. Система продажи строящейся недвижимости путем вступления в жилищно-строительные кооперативы вполне легитимна и успешно используется многими застройщиками, в том числе – и нашей компанией.

– Через год начнет работать закон об обязательном страховании ответственности застройщиков перед дольщиками. Вероятно, участники рынка будут закладывать затраты на страховые взносы в стоимость квадратных метров жилья?

– Строительные компании будут обязаны выбрать один из трех способов обеспечения своих обязательств перед дольщиками – поручительство банка, страхование гражданской ответственности или вступление в общество взаимного страхования. Но в любом из этих случаев цена страховки будет закладываться в себестоимость строительства, а следовательно, и квадратных метров. Не думаю, что в нынешних условиях рынка внедрение обязательного страхования ответственности застройщиков оправдано. У клиента строительной компании должен быть выбор – либо самому страховать свои риски, либо, если он уверен в компании, отказаться от страховых услуг и тем самым сэкономить.

– Тем не менее приобретение жилья на первичном рынке несет в себе многочисленные риски. Как застраховаться при покупке строящейся недвижимости?

– Покупатели готового жилья рискуют отнюдь не меньше, чем те, кто покупают «первичку», – не секрет, что далеко не все проверяют историю приобретаемого объекта на предмет его юридической чистоты. Что, в свою очередь, чревато судебными разбирательствами – в худшем случае покупатель лишится и денег, и жилья.

При покупке жилья на первичном рынке покупатель должен в первую очередь обращать внимание на репутацию застройщика, оценить построенные им объекты, объем земельного банка. И, конечно, не доверять свои деньги сомнительным компаниям, а в особенности – не пытаться купить дешевле рыночной цены. Чудес не бывает – ни одна строительная компания не будет работать себе в убыток.

– На ваш взгляд, насколько увеличится стоимость квадратных метров в нынешнем году?

– Цены будут меняться в ранее прогнозируемых пределах – по итогам года стоимость квадратного метра подрастет на 10-15%. Надеюсь, никаких макроэкономических потрясений не произойдет, и на рынке недвижимости сохранится стабильная ситуация. Прежде всего рост цен связан с постоянно увеличивающимся спросом на жилье, развитием ипотеки и других инструментов приобретения недвижимости, которые делают ее доступной для большинства граждан.

– Какие районы Петербурга пользуются наибольшей популярностью у покупателей сейчас? На какие факторы больше всего обращают внимание при покупке жилья на первичном рынке?

– Большинство покупателей стараются приобретать строящуюся недвижимость в северных районах города – ведь в них хорошо развита инфраструктура, удобное транспортное сообщение, есть выезды на КАД. К тому же именно на севере (точнее – в Выборгском и Приморском районах) расположена большая часть возводимого в городе жилья. Да и цены здесь вполне конкурентоспособные. Именно эти факторы являются решающими для покупателей строящегося жилья, потому данные районы – одни из самых популярных. Кроме того, учитывая высокую плотность застройки в северной части города, администрация готова развивать здесь транспортную и социальную инфраструктуру.

– Ваша компания является стратегическим партнером выставки-семинара для населения «Жилищный проект». Чем полезно это мероприятие для горожан и профессионалов рынка недвижимости?

– В первую очередь, мероприятие формирует в Петербурге цивилизованный рынок недвижимости. И к тому же дает возможность покупателям получить максимум информации, что называется, из первых рук. «Жилищный проект» для застройщика – это возможность увидеть и оценить реальный портрет покупателя и за счет этого делать свой бизнес клиентоориентированным.

Текст: Сергей Бардин