Приступая к решению жилищной проблемы, клиенты бывают дезориентированы: как среди изобилия предложений на рынке риэлтерских услуг определить надежного организатора успешной сделки? За любым рекламируемым объектом, за каждым специалистом-риэлтером стоит главный партнер клиента по сделке – риэлтерская фирма. Именно с нею продавцы и покупатели вступают в договорные отношения, именно она будет отвечать за соблюдение безопасности их интересов и успех сделки. Каким требованиям должна отвечать риэлтерская компания, чтобы клиенты остались довольны предоставленными услугами?

«Количественный фактор»  – численность персонала и стаж фирмы не так уж и важны при оценке ее надежности и успешности. Главное  – качество. Многие читатели хорошо помнят советский знак качества – пятигранник, которым отмечались товары высоких потребительских характеристик.

Отдавая дань традициям, обозначим пять граней, определяющих качество риэлтерского бизнеса. Независимо от того, существует агентство год или десятилетие, насчитывает пятьсот сотрудников или пятнадцать.

1. Технологии

Современные специалисты не похожи на маклеров минувшей поры, с утра до ночи шуршавших газетными страницами и выписывавших в тетрадочку подходящие варианты. Сегодня к их услугам – Интернет-порталы и межагентские компьютерные базы данных с десятками тысяч предложений, позволяющие мгновенно подбирать варианты по множеству параметров, оценивать объекты на основе детального маркетинга. Современный агент черпает информацию о рынке не из разговоров с коллегами, он регулярно посещает тематические сайты. Поэтому, становясь клиентом фирмы, активно использующей современные технологии, продавец спокоен: информация о его объекте оперативно распространится среди «продвинутых» профессионалов все-го города. А у покупателя сразу появляется весь спектр предложений. Естественно, такой подход требует от фирмы серьезных инвестиций в техническое оснащение. Это стратегия агентств, стремящихся к упрочению своей позиции и деловой репутации. И при знакомстве с компанией обратите внимание на то, насколько задействован в ее работе современный инструментарий.

2. Профподготовка

Одной компьютерной грамотности риэлтеру недостаточно, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним задачами. «Продвинутые» фирмы уделяют большое внимание профессиональной подготовке кадров. Тем более что на смену лицензированию, отмененному в 2002 году, пришла добровольная общественная сертификация. В системе Госстандарта зарегистрированы требования, которым должно отвечать агентство, претендующее на высокую оценку качества предоставляемых им услуг. Утверждена программа обучения, гарантирующая уровень профессиональной эрудиции риэлтеров. С каждым годом количество таких фирм растет. Но не только из-за сертификата ряд агентств уделяет обучению сотрудников повышенное внимание – слишком много в работе и имидже компании зависит от квалификации каждого исполнителя. Один невежда безграмотными действиями может легко подорвать реноме авторитетного агентства. Институт недвижимости осуществляет профессиональную подготовку риэлтеров – от начального, общеобразовательного, уровня до повышения квалификации по различным специализациям, существуют различные курсы при вузах города. А в ряде фирм развита собственная система профподготовки по программам, объем которых порою превосходит курс учебных заведений.

3. Инфраструктура

Как правило, ситуация, когда агент – и швец, и жнец, и на дуде игрец, не характеризует фирму с лучшей стороны, даже если непосредственный представитель ваших интересов  – опытный специалист. Компания обязана обеспечить клиента возможностью подробно проконсультироваться у юриста и нотариуса. Организацией такого ответственного этапа, как взаиморасчеты, должен ведать не агент, а специалист, имеющий опыт работы с банковскими структурами,  – сотрудник эскро-службы или менеджер по операциям с недвижимостью. «Раскрученные» риэлтерские фирмы обычно реализуют целый ряд направлений работы на рынке недвижимости. Так что не пожалейте времени на знакомство со структурой агентства. И вы поймете, имеете ли вы дело с компанией, вкладывающей силы и средства в развитие и поддержание профессионального уровня, или жизнь столкнула вас с агентством-однодневкой, будущее которого (как и безопасность ваших интересов) – под большим вопросом.

4. Спектр услуг

При самом горячем желании риэлтерская фирма не всегда может проверить «юридическую чистоту» прав на квартиру (множество сведений из паспортных служб, различных диспансеров и др. относится к категории закрытых). Поэтому в сложных случаях целесообразно подключать страховую компанию – чтобы застраховать титул (право собственности) нового владельца от риска утраты. Серьезные агентства не только привлекают страховые компании к обслуживанию клиентов, но и страхуют собственную профессиональную ответственность. В случае непреднамеренной ошибки сотрудника клиент получит компенсацию ущерба от страховщиков. Также риэлтеры могут помочь клиенту организовать экспертизу инженерно-технического состояния объекта недвижимости, составле-
ние и утверждение проекта перепланировки, перевести объект в нежилой фонд. Настоящие профессионалы решают проблемы своих клиентов в комплексе.

5. Дела общественные

Многие «продвинутые» фирмы активно участвуют в деятельности общественных организаций. Например, Ассоциация риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области существует в Петербурге с 1993 года, есть и другие общественные профобъединения. Агентство может быть и прямым членом Российской Гильдии риэлторов, иметь документ о прохождении общественной сертификации, а значит – о работе в соответствии с регламентированными государством стандартами. Как правило, все это означает, что фирма приняла на себя «повышенные обязательства» в соблюдении принципов цивилизованного бизнеса. И если такая компания нарушит профессиональные стандарты, к ней будут применены строгие меры. В офисах многих агентств выставлены сертификаты, дипломы, грамоты  – дополнительные свидетельства положительного профессионального имиджа.

Комплект критериев, по которым можно оценить уровень надежности и профессионализма фирм, был бы неполон без внимательного отношения и доброжелательности сотрудников. Важно, чтобы профессиональный уровень и человеческие качества специалистов гармонично дополняли друг друга во благо клиентов любого агентства – большого или маленького, ветерана или новичка.

Наши партнеры:

Юридическая фирма «Экотон»,  Гагарина пр., 1, 325-16-99, www.ecoton.spb.ru

Агентство недвижимости «Талан», Московский пр., 7, оф. 40Н, 310-56-02, www.talan.com.ru

 

Текст: Татьяна Родионова