Это предусматривает законопроект «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Документ, подготовленный Комитетом по строительству, принят городским парламентом в первом чтении.
В укрупненном масштабе
Проект заменит действующий с 2004 года закон об общественных обсуждениях, который был призван уравновесить интересы строителей и горожан при реализации проектов уплотнительной застройки. Хотя глас народа по закону был «рекомендательного» свойства, власть старалась к нему прислушиваться. Сами жители уплотняемых кварталов при поддержке депутатов-муниципалов имели возможность обременять застройщиков дополнительными обязательствами по благоустройству.
По новому Градостроительному кодексу РФ предметом публичных обсуждений будут не локальные стройки, а проекты планировки территорий и проекты межевания. То есть речь идет о крупных территориях – размером не менее квартала и с перспективой их застройки в течение нескольких лет. Причем вопрос, можно строить или нельзя, обсуждаться не будет – функциональное зонирование территорий уже установлено Генеральным планом, вступившим в силу с 1 января этого года.
Регламенты застройки конкретных кварталов и проекты планировок должны утвердить Правила землепользования и застройки, которые обещают принять к лету. В отношении отдельных проектов у власти будет обязанность лишь информировать население о «возможном или предстоящем» предоставлении земельного участка под застройку. Теоретически граждане смогут подавать свои предложения по проекту – например, по вопросам благоустройства, высотности здания и пр. Но обсуждать и тем более выступать за запрет новой стройки не смогут.
Публичные слушания в рамках «уплотнительного» формата допускаются – они могут проводиться по проектам межевания, то есть при определении границ застраиваемого участка. Соответственно, с узким кругом участников – лишь с соседними землепользователями. Впрочем, новый закон откорректировал порядок проведения публичных обсуждений и по такого рода документации.
В сокращенном виде
Правка местной «буквы закона» дала возможность Комитету по строительству пересмотреть некоторые принципиальные моменты, каса-ющиеся регламента слушаний. Например, закон больше не обязывает информировать об их проведении жителей микрорайона. Срок экспозиции градостроительной документации сокращен вдвое – с 20 до 10 дней, уменьшен до двух дней срок подачи замечаний и предложений к проектам и т. д.
Из процесса принятия градостроительных решений исключены муниципалы – организовывать слушания и подписывать протоколы обсуждений отныне они не смогут. Кроме того, исчезли критерии признания слушаний несостоявшимися.
В действующем законе нарушение одного из требований к организации и проведению обсуждений позволяет рассчитывать на их повторное проведение. На внесении данных корректировок настаивали петербургские застройщики, ратовавшие за упрощение процедур. Комитет по строительству наказ выполнил. Правда, по большому счету чиновники поработали на себя. Ибо век «короткого» пакета завершен, и дальнейшие торги земельными участками под застройку должны вестись по полному пакету документации, включающему в себя и протоколы общественных слушаний. Таким образом, проводить обсуждения теперь будет уполномоченный Смольным орган исполнительной власти. Ранее инициировать слушания могли застройщики, а также органы муниципальной власти.
Новый проект закона вызвал критику у части депутатов. Председатель комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству Михаил Амосов называет новый механизм проведения общественных обсуждений туманным и менее осмысленным. Тем не менее в необходимости принятия документа депутатов убедили: этого требует новый Градостроительный кодекс, а также наличие Генплана.
Ко второму чтению в текст закона пообещали включить отдельный регламент проведения публичных слушаний по Правилам землепользования и застройки. По сути, их обсуждение будет последним шансом общественности поучаствовать в процессе принятия градостроительных решений.
Новую роль «народного вече» лучше всего характеризует смена формулировок. Общественные слушания стали называться публичными. Принципиальная разница налицо. Если общественность – это все-таки участник процесса, то публика по большому счету – всего лишь сторонний наблюдатель.