Трудно сказать, сколько на сегодня в Питере насчитывается информационных агентств, которые якобы помогают арендовать жилье. Но, судя по тому, как часто жалуются на них люди в Городскую справочную по недвижимости «Квартирный Вопрос», количество таких «информаторов» неустанно растет.

Схема работы

В офисе информационного агентства выдается договор, в котором говорится, что фирма обязуется снабжать клиента сведениями о сдающемся в аренду жилье. А клиент, особо не утруждая себя изучением этого документа, подписывает его. Выложив сумму в пределах 1 500–2 000 рублей, будущий наниматель получает список вариантов сдаваемого жилья. В таблице указаны телефоны и имена хозяев, иногда даже станция метро и адрес.

Дома человек начинает звонить по телефонам из списка. И выясняется, что квартира не сдается, или уже сдана, либо трубку вообще никто не берет. При обходе указанных адресов будет то же самое: хозяева скажут, что и не помышляют об аренде, а то и вовсе не откроют дверь.

Клиент возвращается в информационное агентство за разъяснениями. Перед ним извиняются и дают еще один список с адресами. Который опять оказывается «липовым». Несостоявшийся арендатор начинает скандалить и требует вернуть деньги. На что сотрудники агентства ему советуют перечитать им же подписанный договор. В документе говорится, что фирма обязуется только предоставлять сведения, но никак не обеспечивать жильем.

За достоверность информации эти агентства ответственности не несут. Об этом может быть даже сказано в договоре, который не глядя подписывает клиент. У «информаторов» может несколько источников подбора адресов, по которым предлагается в аренду жилье: газеты, журналы, справочники, Интернет. Естественно, это уже устаревшие данные, которые не перепроверяются. Но эти нюансы мало заботят информационные агентства, ведь они выполняют свою главную миссию – снабжают клиентов сведениями. Случается, что они находят реальные варианты сдающегося в аренду жилья, но бывает это крайне редко.

В чем отличие от агентства недвижимости

Главное, что должен помнить наниматель: информационное агентство и агентство недвижимости – это две абсолютно разные структуры. Чем они принципиально различаются?

Первое: стоимость услуг. В агентстве недвижимости она составляет 100% месячной платы за аренду (если квартира сдается за $400 в месяц, фирма за свою помощь попросит столько же). Услуга информационного агентства не привязана к цене за наем жилья и составляет 1 500–2 000 рублей.

Второе: спектр оказываемых услуг. В агентстве недвижимости именно риэлтеры подбирают вариант в соответствии с запросом клиента (район, количество комнат, наличие соседей и т. д.), выезжают вместе с ним на осмотр предлагаемого помещения, составляют и подписывают договор аренды между квартирантом и наймодателем. У «информаторов» услуга одна – предоставление списка вариантов сдачи жилья.

Третье: время оплаты. Агентство недвижимости принимает оплату за услуги только после того, как найден вариант и подписан договор аренды. Информационное агентство требует деньги сразу же при вручении клиенту списка данных.

Четвертое: степень ответственности. Агентство недвижимости готово оказать помощь нанимателю даже после заключения договора аренды. Информационное агентство ничего не гарантирует и ни за что не отвечает. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать договор. «Исполнитель не несет ответственности перед Заказчиком, и не принимает на себя обязательств по обеспечению Заказчика жильем. Оказываемые услуги носят только информационный характер. Исполнитель информирует Заказчика в устной форме о наличии в базе данных Исполнителя информации, интересующей Заказчика, при заключении настоящего договора».

Эта музыка будет вечно

«Свернуть» работу информационных агентств невозможно. Никто их особо не контролирует, нет закона, который бы запрещал информационные услуги. Конечно, можно обратиться с претензией в городской Комитет по защите прав потребителей, но доказать в суде, что деятельность этих «информаторов» по сути своей является не предпринимательской, а мошеннической, очень трудно.

На руку информационным агентствам играет и еще один фактор. Людям кажется, что агентства недвижимости берут за свои услуги чересчур много денег. Клиенты считают, что осмотреть квартиру, составить договор аренды и опись имущества, проверить права на аренду и документы хозяина он может и сам. А риэлтеры в агентствах совсем обнаглели и дерут втридорога непонятно за что. То ли дело информационные агентства: заплатил полторы тысячи и живи спокойно...

В результате экономные граждане остаются ни с чем. И клянутся, что больше никогда не обратятся в подобные фирмы. Со временем одни «искатели» решат свою проблему с помощью знакомых, а другие обратятся к профессионалам – в агентство недвижимости.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала менеджера отдела аренды АН «Экотон» Надежду Степанову.

Текст: Александр Бондаренко