– Уважаемая Галина Александровна, как вы оцениваете итоги прошедшего года?

– В первые дни нового года было как обычно очень много работы. Но чувство праздника ощущалось как никогда остро – наверное, потому что к нему примешивалось чувство гордости от того, что мы выстояли в период реформы и продолжаем развиваться. Оглядываясь назад, с трудом понимаю, откуда у нас взялось столько сил, чтобы выдержать все испытания, которые выпали на нашу долю в первой половине 2005‑го. Нервозность заявителей и паника среди сотрудников – все это мы пережили и сформировали обновленный коллектив, освоили новые функции и методы работы, открыли новые филиалы.

– Чем была вызвана необходимость открытия филиалов?

– Децентрализация процесса регистрации в городе – объективная необходимость, возникшая в связи с возросшим кругом функций нашей структуры и огромным объемом предстоящей в ближайшие годы работы по регистрации прав на недвижимость. Существующее помещение на Галерном пр., 3, для этого явно недостаточное по площади, тем более – в перспективе. Правда, начинали мы этот процесс с организации «выносных площадок» по приему и выдаче документов. Это позволило несколько разгрузить центральный офис на Галерном проезде, наладить отдельный прием документов у юридических лиц. Но в Адмиралтейском районе и в ряде пригородных зон Петербурга теперь функционируют самостоятельные филиалы, в которых осуществляется весь цикл регистрационных дей-ствий по любым расположенным в них объектам недвижимости.

– А каковы перспективы введения новых площадок и филиалов?

– Сроки и очередность во многом зависят от подбора подходящих помещений. В Приморском районе уже получены площади, достаточные как для организации площадки по приему документов из всех районов города – аналогично офису на Октябрьской наб., так и для открытия Приморского районного филиала. Запустить площадки мы планируем в течение этого года. По Московскому филиалу (в котором будет также обслуживаться либо Кировский, либо Фрунзенский район) КУГИ обещает передать помещение летом. Но его состояние потребует суще-ственного ремонта, и открытие планируется только на начало следующего года. В Петродворце нам уже отдано целое здание (в котором также будет вестись прием документов и по Красносельскому району), но вот сама процедура получения финансов для его реконструкции сложнее и длительнее, нежели просто для капремонта. Надеемся на помощь Законодательного Собрания Петербурга для ускорения этого процесса на уровне Госдумы.

Проблема заключается и в том, что среди вариантов, предложенных КУГИ, нам годится не всякое помещение. И дело как раз не в нашей требовательности. От многих заманчивых предложений приходится отказываться. Мы не можем, например, взять здание внутри жилого квартала – представляете, во что превратится спокойная жизнь его обитателей, если пойдет поток посетителей, потребуются парковочные места и пр.? О людях думать надо, не только о нуждах системы. Также неподалеку должна быть сберкасса или филиал какого-либо другого банка...

– Да, в Адмиралтейском отделе проблема оплаты вне стен филиала – это потеря времени и лишняя беготня заявителей...

– Адмиралтейский филиал призван выявить все плюсы и минусы подобной системы. Теоретически в помещениях отделений при наличии достаточных площадей можно разместить по филиалу банка, которые будут обслуживать наших посетителей. Практически – все будет зависеть от готовности банков. А пока позаботиться о платеже можно заранее: на нашем сайте – www.gbr.ru – размещены сведения о размере пошлин, указаны все необходимые реквизиты. Так что в банк можно приходить еще до подачи документов в филиал, уже имея на руках все необходимые инструкции – сколько и куда платить.

– Какова стратегия развития процесса децентрализации ГУФРС?

– Нашей задачей не является открытие возможно большего количества филиалов как можно скорее. Мы сейчас действуем с учетом долгосрочной перспективы. Помещения должны подбираться и оборудоваться так, чтобы там было удобно не только принимать граждан и обрабатывать документы, но и размещать растущие архивы, расширять численность сотрудников при необходимости и пр.

– А не придется ли вам расширять штат за счет «шквальной» приватизации?

– Я все-таки надеюсь, что здравый смысл возобладает, и срок окончания приватизации будет отодвинут. Ведь при том, что у нас в регионе хорошо налажена система работы агентств приватизации, за предыдущий год в ситуации аврала и очередей удалось приватизировать лишь около 10% от площадей, подлежащих безвозмездной передаче в собственность граждан (в дополнение к тем 55%, что стали их собственностью путем приватизации за предшествующие 2005 году 13 лет). А оставшиеся 35% граждан вряд ли успеют до конца года реализовать свои права на приватизацию – проблемы есть у всех учреждений, причастных к оформлению и регистрации договоров. По мере приближения 1 января 2007 года возникает острое беспокойство.

Приватизация будет создавать проблемы до тех пор, пока она будет существовать в режиме сжатых сроков. Сегодня к нам 13 агентств по приватизации сдают в среднем по 100 договоров в день каждое. Мы могли бы ограничить объем принимаемых документов – эти проблемы вылились бы на город. Поэтому сейчас регистраторам приходится работать в выходные, чтобы справиться с таким потоком. Хочу напомнить, что гражданам не стоит волноваться при задержке сроков регистрации договоров приватизации: если договор оформлен, значит, их право уже реализовано.

А регистрировать переход права на основании договоров приватизации можно и позднее – этот этап не ограничивается сроком 1 января 2007 года. Но надеюсь, что законодатели сделают своевременные выводы, в противном случае к концу года общественной истерии не избежать, а главное – возникнет нарушение конституционных прав тех граждан, чье волеизъявление о приватизации не было реализовано в силу организационно-технических причин, связанных с ограниченными возможностями госструктур. Последствия очевидны.

– На сегодня – как восстановлен кадровый состав ГУФРС, каковы перспективы?

– Кадровый состав в отношении работников на приеме и обработке документов и регистраторов по количеству практически восстановлен. Состав регистраторов обновился наполовину. У нас осталось 4,5% вакансий, в основном работников информационного направления: программистов, администраторов сети и баз данных. Теперь, восполнив кадровый потенциал, мы сможем приступить к обучению наших новичков, которые задействованы на всех стадиях регистрационного процесса. Даже опытный юрист, проработавший в нашем учреждении немало лет, становясь регистратором, резко меняет мировоззрение, становится более осторожным. Ему, для того чтобы принимать ответственное решение – произвести регистрацию или приостановить ее, необходимо получить и дополнительные знания (в том числе и чтобы не перестраховываться излишне) и навык работы. Естественно, обучение будет способствовать уверенности, а значит – и повышению скорости обработки документов. Очень радует в новых сотрудниках наличие энтузиазма и ответственности, при котором недостаток знаний и опыта восполнить можно очень быстро.

– А удалось ли сформировать материально привлекательные условия? Ведь федерализация регистрирующих органов сказалась прежде всего на шокирующем – в разы – снижении зарплаты, что и подстегнуло процесс массового оттока не самой патриотичной части старых кадров.

– Да, сегодня уровень денежного содержания позволяет констатировать, что у нас достаточно привлекательные материальные условия. А создание филиалов – это хорошая перспектива дальнейшего кадрового роста для сотрудников.

– А с окончанием приватизации хватит ли работы вашим специалистам?

– Хватит. В рыночный оборот поступят приватизированные помещения, наращивают мощности строители. Граждане все чаще вступают в отношения с кредитными организациями – объем ипотечного кредитования растет из года в год в геометрической прогрессии. Кроме того, мы ждем принятия закона об упрощенном порядке регистрации прав на садовые дома как жилые объекты. По большей части такие постройки воздвигались без разрешения на строительство, никто не принимал их в эксплуатацию – в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. И теперь возникают огромные трудности с их оформлением и легализацией в процессе различных сделок.

Поэтому речь идет о введении упрощенного порядка оформления прав на подобные постройки на какой-то ограниченный законом срок. Будем надеяться, по времени принятие этого закона не совпадет с последним (и  наверняка самым горячим) периодом реализации гражданами права приватизации. Зато тогда узнаем, сколько же у нас дачников.

Кроме того, в результате реформы органов мест-ного самоуправления в Ленинградской области сформировано 200 муниципальных образований. Они тоже будут регистрировать свои имущественные права. Еще не все учреждения и госпредприятия оформили права хозяйственного ведения и оперативного управления. А на освободившейся площади офиса на Галерном пр., 3, можно будет в одном месте собрать весь центральный аппарат и отдел по работе с общественными и религиозными организациями. Плюс у нас появляется новая функ-ция по регистрации некоммерческих партнерств, по контролю за работой органов ЗАГС и пр., то есть работы хватит.

Так что очереди, связанные с регистрацией прав на недвижимость, мы практически побороли, но на самом деле это – маленькая, зато всем заметная верхушка огромного айсберга, составляющего основной объем нашей деятельности.

– Какие новые функции осуществляются ГУФРС?

– После реорганизации Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к ведению ГУФРС по СПб и ЛО отнесена регист-рация общественных объединений, отделений политических партий, национально-культурных автономий, профсоюзов и их организаций, религиозных организаций. К ведению отдела по делам общественных и религиозных объединений относится прием соответствующих документов и принятие решения о государственной регистрации общественных объединений и религиозных организаций при их создании (либо об отказе в регистрации), их реорганизации или ликвидации и контроль за их деятельностью (за исключением профсоюзов и их организаций). А это огромный документооборот, причем практически не стандартизированный, но требующий объемной работы высококвалифицированных специалистов.

– А что чаще всего служит основанием для отказа в государственной регистрации общественных объединений и религиозных организаций?

– Из наиболее часто встречающихся оснований для отказа можно выделить несоответствие положений учредительных документов требованиям Конституции РФ, действующему законодательству и нормам международного права, а также предоставление неполного перечня и оформление документов в ненадлежащем порядке.

Между тем на нашем сайте – www.gbr.ru – требования к перечню и оформлению описаны довольно подробно.

– Кроме того, ГУФРС теперь ведет реестр нотариусов и адвокатов региона. А каким образом контролируется вашим учреждением их деятельность?

– Государственный нотариат на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области отсутствует. И наше Главное управление осуществляет контроль за соблюдением частнопрактикующими (то есть всеми действующими) нотариусами правил нотариального делопроизводства, проводит проверки по фактам, изложенным в жалобах граждан и организаций на действия нотариусов. Естественно, мы работаем в тесном сотрудничестве с Нотариальной палатой, но раз мы осуществляем контроль – значит, и несем ответственность.

Кроме того, мы непосредственно организуем проведение квалификационного экзамена на право нотариальной деятельности, подготавливаем и оформляем всю необходимую документацию, выдаем соответствующие лицензии. Также наши представители входят в состав комиссий, действующих при адвокатских палатах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и участвуют в приемах квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката.

– А есть ли у вашего учреждения функции, которые вы возлагаете на себя добровольно?

– Пожалуй, да, поскольку мы считаем это своим общественным долгом в борьбе с правонарушениями. Мы держим на контроле объекты, в отношении которых есть основания предполагать возможность совершения противоправных действий. И в случае попыток их отчуждения проводим дополнительные проверки законности сделки. Раньше эта практика в основном касалась одиноких граждан, обращавшихся с заявлениями о том, что они не имеют намерения отчуждать свою жилплощадь – в случаях, если они чувствовали на себе пристальное внимание «черных» маклеров. Но в последнее время подобные призывы о защите все чаще следуют от юридических лиц.

В нашем городе активизировались «участники недружественного захвата», так называемые рейдеры. Они действуют либо путем создания ситуации, в которой предприятие попадает в разряд банкротов, либо подделывают учредительные документы на уровне регистрации их в налоговой инспекции. Такими способами мошенники чаще всего пытаются отобрать у реального собственника права на принадлежащие предприятиям объекты недвижимости. Защититься от подобной экспансии можно. Если у нас есть контрольные письма от директора или собственника предприятия, который чувствует, что вокруг него сжимается кольцо рейдеров, и сообщает о том, что он не собирается ни отчуждать собственность, ни выдавать доверенности на другое лицо с подобными полномочиями, либо извещает о похищении документов – мы пресекаем любую попытку совершить сделку с таким объектом и сообщаем о ней в правоохранительные органы.

– Как ГУФРС встретило новогодние праздники?

– Этот Новый год мы встретили как обычно – на фоне огромного объема работы: в «каникулы» пришлось обрабатывать документы, принятые в последние недели года.

– Ваши пожелания коллективу и гражданам в новом году?

– Коллективу – быстрее сплотиться, подружиться, получать удовольствие от работы и от общения с коллегами, помнить о том, что в жизни еще много интересного помимо трудовой деятельности. И главное – отсутствие в этом году каких-либо очередных революционных моментов в законодательстве и каких-либо очередных перестроек.

А гражданам – здоровья, добра, благополучия и – отсрочки окончания приватизации.

Текст: Татьяна Родионова