По словам руководителя рабочей комиссии, челябинского губернатора Петра Сумина, доклад для обсуждения на Госсовете, который Президент поручил подготовить в августе прошлого года, был готов уже к декабрю. Однако рассмотрение «национального проекта»: «Доступное комфортное жилье – гражданам России» состоялось только в апреле.
Президентская задача
Необходимость вернуться к обсуждению «горячей темы» обосновал Президент Владимир Путин. Он отметил: несмотря на то что в основном удалось заложить правовой фундамент модернизации жилищной сферы, в последнее время стала заметна тенденция к замедлению начавшихся позитивных изменений, в первую очередь в реализации уже принятых законов. «Сегодня многие из чиновников испытывают обычное дня них желание потратить как можно больше бюджетных средств. При этом сама реформа, которая не может сводиться только к принятию законов, фактически – на практике, в жизни – не запускается», - отметил Президент. Задача заседания была определена вполне конкретно: «состыковать подходы рабочей группы президиума Госсовета и планы Правительства, с тем чтобы дать еще один мощный толчок развитию этой сферы».
В качестве ближайших тактических шагов были названы корректировка действующей федеральной целевой программы «Жилище», снижение уровня инфляции (а затем и ставок по ипотечным кредитам), значительный рост объемов жилищного строительства.
К 2010 году Президент распорядился построить 400 млн кв. м жилья. В прошлом году по всей России был сдан 41 млн кв. м, значит, требуется удвоение объемов. С ипотечными кредитами ситуация сложнее – сейчас выдается около 40 тыс. в год. Необходимо довести эту цифру до 1 млн, то есть увеличить в двадцать пять раз.
Губернаторский ответ
Предложения рабочей группы президиума Госсовета формулируются в виде перечня из 125 мероприятий и 94 нормативно-правовых документов. Они стали достоянием гласности лишь в кратком пересказе губернатора Петра Сумина.
Главный тезис: государственная поддержка из федерального центра снижается (в 2001 г. ее доля составляла 3,6% в объеме введенного жилья, а в 2004 г. – уже около 2%), хотя наоборот должна расти. Эффективность программы «Жилище», реализуемой с 2002 года и включающей в себя несколько подпрограмм (жилищные сертификаты, субсидии для молодых семей и переселенцев с Крайнего Севера и т. д.), крайне низка. Прежде всего, из-за недостаточного финансирования и, главное, отсутствия механизмов привлечения внебюджетных средств.
По мнению рабочей группы, надо предпринять серьезный прорыв на государственном уровне. Это предлагается сделать в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Под национальным проектом понимается комплекс правовых, организационных и финансовых мер, принимаемых Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, бизнесом и гражданами.
В частности, в новую редакцию программы «Жилище» предлагается включить подпрограмму, обеспечивающую подготовку земельных участков под строительство жилья и затем их продажу на конкурсной основе. И ускорить принятие закона о Стройсберкассе, внесенного в Государственную Думу еще в 2002 году.
Национальный проект предусматривает также разработку и внедрение региональных и муниципальных программ, включая программы строительства социального жилья, при реализации принципа софинансирования (50% - регионы, 50% - федеральный бюджет).
Искомого миллиона кредитов, по мнению рабочей группы, можно достичь посредством государственной «компенсации отдельным категориям граждан части процентной ставки по ипотечному кредитованию, предусмотрев ее снижение до 7-9%». Рекомендуется, кроме того, предусмотреть для молодых семей компенсацию части ипотечного кредита в зависимости от числа рожденных детей. И снизить размер первоначального взноса до 10-15% вместо сегодняшних 30%. А также повысить финансовую состоятельность ипотечных агентств.
В целом до 2010 года предполагается потратить 1,3 трлн рублей, причем 800 млрд – из средств федерального бюджета. При этом утверждается, что прирост налоговых поступлений значительно превысит бюджетные вложения.
Либеральная критика
Так называемое либеральное крыло в правительстве от предложения группы губернаторов оказалось, мягко говоря, не в восторге. Министр финансов Алексей Кудрин и замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов строили свои выступления, исходя из того, что у правительства есть своя программа по созданию рынка доступного жилья и она уже реализуется. Основные же положения «национального проекта» подверглись суровой критике.
«Увеличение средств на рынке может привести не к увеличению предложения, а к росту цен», - констатировал Кудрин.
«Не надо государству лезть в строительство. Если мы видим, что предложение отстает, нужно посмотреть, каким образом можно его простимулировать. Государство должно покупать, а не пытаться строить, стимулируя рынок спросом», - убеждал Шаронов.
Вице-премьер Александр Жуков попытался занять более конструктивную позицию – по крайней мере, согласился, что программа «Жилище» требует корректировки. Но опять же не преминул заметить, что эта работа Правительством уже ведется.
Так удалось ли в итоге «согласовать позиции»? Никаких официальных комментариев на сей счет не последовало. Комментируя заседание президиума Госсовета, члены правительства продолжали стоять на своем и не выглядели смирившимися.
Губернатор Петр Сумин, в свою очередь, объявил, что разработанный под его началом проект полностью одобрен Президентом, а «оппоненты были придушены». Теперь единственная задача – проследить, чтобы правительство в точности выполняло все положения доклада. Сумин настоятельно просил Президента лично контролировать ход процесса.