Факт, что в столице не хватает отелей, не новость. Обеспеченность Москвы гостиничными номерами составляет 3,4 номера на 1 000 жителей, что значительно ниже, чем в европейских столицах и мировых мегаполисах подобного масштаба. И если в Европе и Америке проблему отчасти решают малые отели, у нас с ними дела обстоят непросто.
Но разберемся сначала, какую гостиницу можно считать «мини» и что называют малыми отелями. Марина Усенко, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels, не разделяет эти два понятия. В гостиничном бизнесе, как говорит она, существуют разные классификации. Поэтому считает неприн-ципиальной разницу в терминологии. «В соответствии с классификацией, принятой в 2005 году, к мини-гостиницам относят гостиничные объекты вместимостью менее 50 номеров. Более детальной официальной сегментации нет. Возможно, малыми отелями называют те же мини-гостиницы», – комментирует Анна Любимова, проект-менеджер по консалтингу GVA Sawyer.
![]() |
У нас в некоторых городах иностранным и российским туристам свои услуги предлагают частные мини-гостиницы, которые еще называются семейными отелями. «Под семейным отелем понимается гостиница малой вместимости, в которой работают сам владелец и члены его семьи, – рассказывает Марина Смирнова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. – Чем такой отель отличается от индустриального? Во-первых, малым объемом предложения, а значит, более персонифицированным обслуживанием. Во-вторых, творческим подходом собственника к концепции гостиницы и к дальнейшему обслуживанию клиентов. Обычно собственники таких средств размещения «в гостиничных академиях» не учились и для них этот бизнес новый, поэтому многое здесь делается не так, как в «профессиональных» отелях. Скорее, хозяин стремится воспроизвести в этом объекте свои представления о комфортном доме».
Мини-отели Москвы, соответствующие категории
«4 звезды» (под брендом Heliopark)
|
Гостиница
|
Год открытия
|
Адрес
|
Номерной фонд
|
Оператор
|
Диапазон цен за номер (USD)
|
||
|
min цена
|
стандарт (double)
|
люкс
|
|||||
|
Akvarel
|
2002
|
Столешников пер., 12, стр. 3
|
23
|
ООО«ФирмаАкварель»
|
327,41
|
352,59
|
453,33
|
|
Alrosa na Kazachiyem
|
2000
|
1-й Казачий пер., 4
|
15
|
УК«Гостиницы«Алроса»
|
330,56
|
414,81
|
544,44
|
|
Club 27
|
1993
|
М. Никитская ул., 27
|
49
|
«Консорциум»
|
333,33
|
500,00
|
592,59
|
|
East-West
|
2004
|
Тверской бульвар, 14, стр. 4
|
27
|
ЗАО«ИстВест»
|
425,93
|
–
|
722,22
|
|
Heliopark Empire
|
2006
|
1-я Брестская ул., 60, стр. 1
|
33
|
Heliopark Group management
|
255,56
|
272,22
|
533,33
|
|
Medeya
|
2005
|
Пятницкий пер., 4, стр. 1
|
21
|
Независимыйоператор
|
214,07
|
226,67
|
340
|
|
Royal Zenirh
|
1997
|
Таманская ул., 49Б
|
35
|
ООО«РоялЗенит»
|
243,20
|
296,53
|
424,53
|
|
Sretenskaya
|
2000
|
ул. Сретенка, 15
|
38
|
УК«Сретенская»
|
244,44
|
262,78
|
354,44
|
|
Volynskoye Park-Hotel
|
2005
|
Староволынская ул., 9
|
15
|
УДППрезидента
|
355,56
|
462,22
|
711,11
|
Источник: Becar Commercial Property Moscow
Многим это действительно удается. Владельцы и управляющие таких гостиниц привлекают клиентов домашней обстановкой и особым уютом, продуманным оформлением, тишиной и комфортом. В ресторане такого отеля может предлагаться, скажем, домашняя выпечка, продукты с фермы (особенно если гостиница за городом). Типичная семейная гостиница включает не более 30 номеров и небольшой ресторан. Обслуживающий персонал (горничные, помощники на кухне), как правило, приглашается на временную работу и не входит в штат. На аналогичных условиях трудятся и специалисты – бухгалтеры, инженерно-технический персонал и др. Владельцы живут при гостинице и выполняют всю работу по управлению предприятием, регистрации клиентов, закупкам и т. д.
Основной принцип менеджмента в таких гостиницах – это опора на собственные силы и сокращение издержек. Однако большие расходы семейных отелей, которым не приходится рассчитывать на оптовые скидки при закупках необходимых товаров и продуктов, могут приводить к установлению более высоких цен на номера по сравнению с сетевыми отелями. В малых отелях невозможно предлагать клиентам большие скидки.
Такие предприятия не всегда имеют разумную организацию. Часто хозяева «перепозиционируют» объект, и тогда в гостинице среднего класса делаются большие по площади номера, появляется дорогая мебель, излишне расходуются предметы гигиены для гостей, нанимается дополнительный персонал и пр. Другой перекос – экономия на необходимом. Случается, что в семейной гостинице есть спальное место с дешевым бельем, телевизор, но ни одного стула.

Город не принял
Семейным отелям дали добро в областях, заинтересованных в привлечении туристического потока, но не способных предоставить высокий уровень сервиса. Это города, принадлежащие к списку Золотого кольца Росси, Карелия, Петербург. А также все Черноморское побережье и другие курортные области, включая Приэльбрусье, Домбай, с их проблемами размещения «сезонных» отдыхающих и отсутствием элементарных сервисных услуг съемного недорогого жилья. А вот в Москве частных гостиниц практически нет.
«Помнится, еще в конце 1990-х годов Правительство ратовало за создание сектора частных гостиниц и обещало особые преференции в налогообложении, субсидировании и выдаче банковских кредитов, – рассказывает Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta estate. – На деле получается, что создание собственного бизнеса – личное дело предпринимателя: с него спрашивают, но ему не помогают». В столице вести малый бизнес особенно трудно, а в гостиничном сегменте почти невозможно. «Создание формата «семейный отель», – продолжает госпожа Земцова, – возможно в тех районах, где, во-первых, нет явного давления со стороны налоговых и административных органов и где, во-вторых, стоимость земельного участка, выделенного под строительство, адекватна платежеспособности предпринимателя».
Москва, как легко догадаться, к таким районам не принадлежит. Реалии столичного рынка таковы, что из-за дороговизны столичной земли и большой затратности на строительство рентабельным и интересным для частных предпринимателей может быть только создание целой сети малых гостиниц. «Даже если предположить, что частное лицо построит на свои средства (в Москве точка отсчета начинается с $10 млн) здание в пределах внутренней стороны МКАД, то окупаемость составит не менее 20 лет, – утверждает Елена Земцова. – Малый бизнес не потянет такие суммы вложений и такие сроки окупаемости. Поэтому в столице процветает допотопный метод сдачи квартир на небольшие сроки с элементами гостиничного сервиса».
Предложение для проведения конференций и банкетов в мини-отелях Москвы (под брендом Heliopark)
| Гостиница |
Конференц-залы
|
Рестораны
|
Бары
|
Кафе
|
| Akvarel |
2 переговорные комнаты на 4 и 8 мест
|
–
|
1 лобби-бар
|
–
|
| Alrosa na Kazachiyem |
2 конференц-зала на 35 и 100 мест
|
1 ресторан на 50 мест
|
–
|
–
|
| Club 27 |
2 конференц-зала на 10 и 30 мест
|
1 ресторан
|
1 бар
|
–
|
| East-West |
Переговорные комнаты
|
1 ресторан
|
1 бар
|
–
|
| Heliopark Empire |
1 переговорная комната на 8 человек
|
1 ресторан
|
–
|
–
|
| Medeya |
–
|
1 ресторан
|
1 лобби-бар
|
–
|
| Royal Zenith |
1 конференц-зал до 40 мест
|
2 ресторана
|
1 бар в сауне
|
4 летних кафе
|
| Sretenskaya |
2 комнаты для переговоров
|
1 ресторан на 30 мест
|
1 лобби-бар
|
–
|
| Volynskoye Park-Hotel |
3 конференц-зала до 100 человек
|
2 ресторана до 70 мест
|
1 лобби-бар
|
1 летняя веранда на 500 мест
|
Они существуют
Тем не менее маленькие отели в Москве появляются. Но это предприятия не частные, а управляемые компанией-собственником. Ведомственное жилье – сохранившийся с советских времен фонд для расселения делегаций, командировочных и т. п. – тоже может примкнуть к мини-гостиницам. Как, например, гостиница представительства Республики Татарстан в 3-м Котельническом переулке (три звезды) на 14 номеров, четырехзвездный Volynskoye Park-Hotel УДП Президента на 15 номеров, расположенный на Староволынской улице, 9.
Из-за особенностей московского рынка мини-гостиницы развиваются не слишком динамично. «У малых гостиниц меньше возможностей развивать бизнес, чем у сетевых, – заявляет Марина Усенко. – В каком-то смысле у них связаны руки (в вопросе выхода на клиентов). Они могут продвигать себя только через интернет и по «сарафанному радио». Поэтому на рынке мини-отелей, как, впрочем, на гостиничном рынке Москвы вообще, наметилась тенденция консолидации – объединения в сети. Так, например, компания ЗАО «Стабильная линия» планирует построить в Москве сеть малых трехзвездных гостиниц. В настоящее время открыт один мини-отель, в ближайшие годы компания планирует открыть еще четыре. Вместимость отелей не превысит 35 номеров. Кроме того, в ближайшие годы заявлено о строительстве еще примерно 10 объектов. И располагаться они будут как в центральных, так и в окраинных городских районах.
Что до западных сетей, в столицу России они пришли давно. Однако мини-отелями в Москве они не управляют. «По текущей ситуации на рынке западные операторы в большей степени заинтересованы в открытии полноформатных гостиниц. Наибольший интерес для них представляют объекты с фондом не менее 100 номеров (наиболее предпочтительное число номеров 150–250)», – объясняет Анна Любимова. Почти все малые отели находятся в самостоятельном управлении у собственника. Лишь две гостиницы входят в сети, которые управляются отечественными гостиничными операторами, – Heliopark Group и «Стабильной линией».
![]() |
Источник: Becar Commercial Property Moscow
Медленное развитие сектора мини-отелей в Москве отчасти объясняется и тем, что столице отели требуются в первую очередь для бизнесменов и командированных. А в маленькой гостинице элементы инфраструктуры для деловых людей предусмотрены не всегда. «В отличие от Петербурга Москву не назовешь туристическим городом, и в ближайшей перспективе у нее мало шансов стать туристической столицей страны, – считает Марина Усенко. – Москва – деловой город. Понятно, что приезжающим бизнесменам требуются прежде всего такие стандарты размещения, как удобство бронирования и оплаты, качественная шумоизоляция в номере, наличие удобных средств коммуникации (интернет) и прочие факторы для полноценного отдыха и работы. Не все малые гостиницы могут это обеспечить». Впрочем, среди девяти четырехзвездных московских мини-отелей четыре имеют конференц-залы и четыре – переговорные комнаты.
В отношении стоимости проживания между большими и малыми отелями не наблюдается разницы. Цены соответствуют среднерыночному уровню в той категории, в которой отели позиционируются на рынке. В категории «три звезды» цены находятся на уровне 3–4,5 тыс. руб. в сутки, в категории «четыре звезды» – от 5 до 10 тыс. руб. в сутки, в зависимости от периода заезда. В категории «пять звезд» мини-отели не позиционируются.
Однако многие представители бизнеса, приезжающие в Москву, констатируют, что в мини-отелях останавливаться приятнее, поскольку организация их более четкая, сервис лучше, чем в больших «муравейниках». Будем же надеяться, что этот сектор все же продолжит свое развитие в столице. В целом можно говорить о перспективности данного сегмента.


