Факт, что в столице не хватает отелей, не новость. Обеспеченность Москвы гостиничными номерами составляет 3,4 номера на 1 000 жителей, что значительно ниже, чем в европейских столицах и мировых мегаполисах подобного масштаба. И если в Европе и Америке проблему отчасти решают малые отели, у нас с ними дела обстоят непросто.

Но разберемся сначала, какую гостиницу можно считать «мини» и что называют малыми отелями. Марина Усенко, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels, не разделяет эти два понятия. В гостиничном бизнесе, как говорит она, существуют разные классификации. Поэтому считает неприн-ципиальной разницу в терминологии. «В соответствии с классификацией, принятой в 2005 году, к мини-гостиницам относят гостиничные объекты вместимостью менее 50 номеров. Более детальной официальной сегментации нет. Возможно, малыми отелями называют те же мини-гостиницы», – комментирует Анна Любимова, проект-менеджер по консалтингу GVA Sawyer.

Игорь Галицин, генеральный директор компании Becar Commercial Property MoscowИгорь Галицин
генеральный директор компании
Becar Commercial Property Moscow

В последнее время в Москве развивается такой сегмент гостиничного рынка, как мини-отели. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о насыщенности рынка Москвы качественными мини-отелями. Хотя в столице их насчитывается 68, что довольно много в сравнении с отелями-гигантами, в структуре номерного фонда города они занимают всего 5%. К тому же только около 13% из них можно отнести к категории «четыре звезды», а пятизвездных нет вовсе. Большая же часть представляет собой отели низкого класса, и прежде всего – из-за недостаточного качества самих номеров и обслуживания.

У нас в некоторых городах иностранным и российским туристам свои услуги предлагают частные мини-гостиницы, которые еще называются семейными отелями. «Под семейным отелем понимается гостиница малой вместимости, в которой работают сам владелец и члены его семьи, – рассказывает Марина Смирнова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International. – Чем такой отель отличается от индустриального? Во-первых, малым объемом предложения, а значит, более персонифицированным обслуживанием. Во-вторых, творческим подходом собственника к концепции гостиницы и к дальнейшему обслуживанию клиентов. Обычно собственники таких средств размещения «в гостиничных академиях» не учились и для них этот бизнес новый, поэтому многое здесь делается не так, как в «профессиональных» отелях. Скорее, хозяин стремится воспроизвести в этом объекте свои представления о комфортном доме».

Мини-отели Москвы, соответствующие категории
«4 звезды» (под брендом Heliopark)

Гостиница
Год открытия
Адрес
Номерной фонд
Оператор
Диапазон цен за номер (USD)
min цена
стандарт (double)
люкс
Akvarel
2002
Столешников пер., 12, стр. 3
23
ООО«ФирмаАкварель»
327,41
352,59
453,33
Alrosa na Kazachiyem
2000
1-й Казачий пер., 4
15
УК«Гостиницы«Алроса»
330,56
414,81
544,44
Club 27
1993
М. Никитская ул., 27
49
«Консорциум»
333,33
500,00
592,59
East-West
2004
Тверской бульвар, 14, стр. 4
27
ЗАО«ИстВест»
425,93
722,22
Heliopark Empire
2006
1-я Брестская ул., 60, стр. 1
33
Heliopark Group management
255,56
272,22
533,33
Medeya
2005
Пятницкий пер., 4, стр. 1
21
Независимыйоператор
214,07
226,67
340
Royal Zenirh
1997
Таманская ул., 49Б
35
ООО«РоялЗенит»
243,20
296,53
424,53
Sretenskaya
2000
ул. Сретенка, 15
38
УК«Сретенская»
244,44
262,78
354,44
Volynskoye Park-Hotel
2005
Староволынская ул., 9
15
УДППрезидента
355,56
462,22
711,11

Источник: Becar Commercial Property Moscow

Многим это действительно удается. Владельцы и управляющие таких гостиниц привлекают клиентов домашней обстановкой и особым уютом, продуманным оформлением, тишиной и комфортом. В ресторане такого отеля может предлагаться, скажем, домашняя выпечка, продукты с фермы (особенно если гостиница за городом). Типичная семейная гостиница включает не более 30 номеров и небольшой ресторан. Обслуживающий персонал (горничные, помощники на кухне), как правило, приглашается на временную работу и не входит в штат. На аналогичных условиях трудятся и специалисты – бухгалтеры, инженерно-технический персонал и др. Владельцы живут при гостинице и выполняют всю работу по управлению предприятием, регистрации клиентов, закупкам и т. д.

Основной принцип менеджмента в таких гостиницах – это опора на собственные силы и сокращение издержек. Однако большие расходы семейных отелей, которым не приходится рассчитывать на оптовые скидки при закупках необходимых товаров и продуктов, могут приводить к установлению более высоких цен на номера по сравнению с сетевыми отелями. В малых отелях невозможно предлагать клиентам большие скидки.

Такие предприятия не всегда имеют разумную организацию. Часто хозяева «перепозиционируют» объект, и тогда в гостинице среднего класса делаются большие по площади номера, появляется дорогая мебель, излишне расходуются предметы гигиены для гостей, нанимается дополнительный персонал и пр. Другой перекос – экономия на необходимом. Случается, что в семейной гостинице есть спальное место с дешевым бельем, телевизор, но ни одного стула.

В середине прошлого века в столице ставку делали на высотные гостиницы, теперь рынок нуждается в небольших апартаментах

Город не принял

Семейным отелям дали добро в областях, заинтересованных в привлечении туристического потока, но не способных предоставить высокий уровень сервиса. Это города, принадлежащие к списку Золотого кольца Росси, Карелия, Петербург. А также все Черноморское побережье и другие курортные области, включая Приэльбрусье, Домбай, с их проблемами размещения «сезонных» отдыхающих и отсутствием элементарных сервисных услуг съемного недорогого жилья. А вот в Москве частных гостиниц практически нет.

«Помнится, еще в конце 1990-х годов Правительство ратовало за создание сектора частных гостиниц и обещало особые преференции в налогообложении, субсидировании и выдаче банковских кредитов, – рассказывает Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta estate. – На деле получается, что создание собственного бизнеса – личное дело предпринимателя: с него спрашивают, но ему не помогают». В столице вести малый бизнес особенно трудно, а в гостиничном сегменте почти невозможно. «Создание формата «семейный отель», – продолжает госпожа Земцова, – возможно в тех районах, где, во-первых, нет явного давления со стороны налоговых и административных органов и где, во-вторых, стоимость земельного участка, выделенного под строительство, адекватна платежеспособности предпринимателя».

Москва, как легко догадаться, к таким районам не принадлежит. Реалии столичного рынка таковы, что из-за дороговизны столичной земли и большой затратности на строительство рентабельным и интересным для частных предпринимателей может быть только создание целой сети малых гостиниц. «Даже если предположить, что частное лицо построит на свои средства (в Москве точка отсчета начинается с $10 млн) здание в пределах внутренней стороны МКАД, то окупаемость составит не менее 20 лет, – утверждает Елена Земцова. – Малый бизнес не потянет такие суммы вложений и такие сроки окупаемости. Поэтому в столице процветает допотопный метод сдачи квартир на небольшие сроки с элементами гостиничного сервиса».

Предложение для проведения конференций и банкетов в мини-отелях Москвы (под брендом Heliopark)

Гостиница
Конференц-залы
Рестораны
Бары
Кафе
Akvarel
2 переговорные комнаты на 4 и 8 мест
1 лобби-бар
Alrosa na Kazachiyem
2 конференц-зала на 35 и 100 мест
1 ресторан на 50 мест
Club 27
2 конференц-зала на 10 и 30 мест
1 ресторан
1 бар
East-West
Переговорные комнаты
1 ресторан
1 бар
Heliopark Empire
1 переговорная комната на 8 человек
1 ресторан
Medeya
1 ресторан
1 лобби-бар
Royal Zenith
1 конференц-зал до 40 мест
2 ресторана
1 бар в сауне
4 летних кафе
Sretenskaya
2 комнаты для переговоров
1 ресторан на 30 мест
1 лобби-бар
Volynskoye Park-Hotel
3 конференц-зала до 100 человек
2 ресторана до 70 мест
1 лобби-бар
1 летняя веранда на 500 мест

Они существуют

Тем не менее маленькие отели в Москве появляются. Но это предприятия не частные, а управляемые компанией-собственником. Ведомственное жилье – сохранившийся с советских времен фонд для расселения делегаций, командировочных и т. п. – тоже может примкнуть к мини-гостиницам. Как, например, гостиница представительства Республики Татарстан в 3-м Котельническом переулке (три звезды) на 14 номеров, четырехзвездный Volynskoye Park-Hotel УДП Президента на 15 номеров, расположенный на Староволынской улице, 9.

Из-за особенностей московского рынка мини-гостиницы развиваются не слишком динамично. «У малых гостиниц меньше возможностей развивать бизнес, чем у сетевых, – заявляет Марина Усенко. – В каком-то смысле у них связаны руки (в вопросе выхода на клиентов). Они могут продвигать себя только через интернет и по «сарафанному радио». Поэтому на рынке мини-отелей, как, впрочем, на гостиничном рынке Москвы вообще, наметилась тенденция консолидации – объединения в сети. Так, например, компания ЗАО «Стабильная линия» планирует построить в Москве сеть малых трехзвездных гостиниц. В настоящее время открыт один мини-отель, в ближайшие годы компания планирует открыть еще четыре. Вместимость отелей не превысит 35 номеров. Кроме того, в ближайшие годы заявлено о строительстве еще примерно 10 объектов. И располагаться они будут как в центральных, так и в окраинных городских районах.

Что до западных сетей, в столицу России они пришли давно. Однако мини-отелями в Москве они не управляют. «По текущей ситуации на рынке западные операторы в большей степени заинтересованы в открытии полноформатных гостиниц. Наибольший интерес для них представляют объекты с фондом не менее 100 номеров (наиболее предпочтительное число номеров 150–250)», – объясняет Анна Любимова. Почти все малые отели находятся в самостоятельном управлении у собственника. Лишь две гостиницы входят в сети, которые управляются отечественными гостиничными операторами, – Heliopark Group и «Стабильной линией».

Анна Любимова, проект-менеджер по консалтингу GVA SawyerАнна Любимова
проект-менеджер по консалтингу GVA Sawyer

В мини-отелях предлагается высокий уровень комфорта проживания при невысоком разнообразии дополнительных услуг. Если полноформатный отель включает ресторан, конференц-залы и переговорные комнаты, прачечную, оздоровительный центр, парковку и др., то в мини-отелях предлагаются в основном услуги проживания и питания. В трети гостиниц предоставляется возможность посещения сауны и услуги прачечной. Менее четверти предлагают услуги конференц-зала и комнат для переговоров, тренажерного зала. Бассейн включается в инфраструктуру мини-отелей крайне редко.

Источник: Becar Commercial Property Moscow

Медленное развитие сектора мини-отелей в Москве отчасти объясняется и тем, что столице отели требуются в первую очередь для бизнесменов и командированных. А в маленькой гостинице элементы инфраструктуры для деловых людей предусмотрены не всегда. «В отличие от Петербурга Москву не назовешь туристическим городом, и в ближайшей перспективе у нее мало шансов стать туристической столицей страны, – считает Марина Усенко. – Москва – деловой город. Понятно, что приезжающим бизнесменам требуются прежде всего такие стандарты размещения, как удобство бронирования и оплаты, качественная шумоизоляция в номере, наличие удобных средств коммуникации (интернет) и прочие факторы для полноценного отдыха и работы. Не все малые гостиницы могут это обеспечить». Впрочем, среди девяти четырехзвездных московских мини-отелей четыре имеют конференц-залы и четыре – переговорные комнаты.

В отношении стоимости проживания между большими и малыми отелями не наблюдается разницы. Цены соответствуют среднерыночному уровню в той категории, в которой отели позиционируются на рынке. В категории «три звезды» цены находятся на уровне 3–4,5 тыс. руб. в сутки, в категории «четыре звезды» – от 5 до 10 тыс. руб. в сутки, в зависимости от периода заезда. В категории «пять звезд» мини-отели не позиционируются.

Однако многие представители бизнеса, приезжающие в Москву, констатируют, что в мини-отелях останавливаться приятнее, поскольку организация их более четкая, сервис лучше, чем в больших «муравейниках». Будем же надеяться, что этот сектор все же продолжит свое развитие в столице. В целом можно говорить о перспективности данного сегмента.

Текст: Алексей Семин