Масштабность задач, поставленных правительством Петербурга в рамках новой концепции жилищной политики, впечатляет. До 2011 года городской бюджет выделит порядка 80 млрд руб. на реализацию целевых программ и еще почти 90 млрд руб. на строительство жилья и инженерную подготовку территорий.
Основными направлениями жилищной концепции являются ликвидация аварийного и ветхого фонда, значительное сокращение городской очереди, повышение эффективности реализации целевых программ по содействию в улучшении жилищных условий, расселение коммунальных квартир, решение проблем граждан, проживающих в общежитиях, развитие застроенных территорий.
Губернатор Валентина Матвиенко обозначила приоритетную задачу, которая стоит перед городским правительством на период до 2011 года - это социальная программа и жилищные вопросы. К 2011 году должны улучшить жилищные условия не менее 70,5 тыс. семей городских очередников, или 177 тыс. человек.
Новая целевая программа «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» направлена на улучшение жилищных условий городских очередников. В период ее реализации с 2008 по 2011 годы будут улучшены жилищные условия 10 тыс. семей нуждающихся. Это не менее 25 тыс. человек. В 2008 году запланировано улучшение жилищных условий более 1 тыс. семей.
Программа «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» рассчитана на период до 2016 года и впервые предусматривает комплексный подход к данному вопросу в городе в целом. Она направлена на ликвидацию коммуналок независимо от района Петербурга с использованием различных способов государственного содействия. Реализация этой программы позволит до 2016 году расселить 57,5 тыс. коммунальных квартир и улучшить жилищные условия 97 тыс. семей (214 тыс. человек).
Кроме того, значительно, в разы, увеличено бюджетное финансирование по трем уже действующим городским целевым программам: «Молодежи – доступное жилье», «Жилье работникам бюджетной сферы» и «Развитие долгосрочного жилищного кредитования».
Мы попросили профессионалов рынка недвижимости высказать свое мнение относительно перспектив реализации планов правительства Петербурга:
Как вы оцениваете планы городских властей по реализации новой концепции жилищной политики?

Александр Романенко, президент Российской гильдии риэлторов
Крайне позитивно, что правительство Петербурга всерьез взялось за жилищную проблему, пытается решить ее комплексно и выделяет на эти цели действительно крупные средства. Также положительным фактором является то, что к работе по отладке механизмов реализации чиновники привлекают бизнес-сообщество.
Для молодых семей и бюджетников схема на сегодняшний день уже отработана и понятна, по программе «Расселение коммунальных квартир» предстоит еще достаточно серьезная работа.
Но и здесь уже просматривается положительный момент. Например, включение в перечень расселяемых коммунальных квартир будет происходить не только по представлению районных администраций, но и по инициативе инвесторов. Надеюсь, что совместные усилия бизнеса и власти позволят выработать действенный механизм воздействия на «последнего жильца», когда его требования неадекватны и он мешает улучшить жилищные условия другим жителям коммунальной квартиры.
Процесс расселения «коммуналки» очень сложен, требует индивидуальной работы с каждым ее обитателем. Опыт риэлторов здесь неоценим, а при помощи городской администрации работа пойдет побыстрее.

Максим Шубарев, президент Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»
В целом планы города можно только поприветствовать. В частности, очень интересны предложения города по реновации кварталов хрущевок. Многие такие кварталы находятся в развитых, популярных районах города. Создание здесь нового жилья будет рыночно обосновано. В то же время, остаются и вопросы. В первую очередь, нет четких параметров предлагаемых кварталов, например, в части количества приватизированного и муниципального жилья. Также не ясно, кто будет готовить проекты планировки кварталов – скорее всего, это опять ляжет на плечи инвестора, хотя в идеале, конечно, нужно, чтобы эту функцию взял на себя город.
Но самая большая проблема связана с наличием участков под строительство хотя бы первых домов для переселения, чтобы запустить так называемое веерное расселение. В существующих микрорайонах таких участков нет, поэтому необходимо, чтобы город искал и предоставлял такие участки где-то в другом месте. С точки зрения жильцов хрущевок – чем новые дома будут ближе к расселяемому кварталу, тем лучше. А тогда возникает вопрос концепции развития территории. Веерное расселение подразумевает строительство жилья эконом-класса.
Но потенциал многих районов, занятых хрущевками, гораздо более высокий – здесь могут быть созданы кварталы комфорт- и бизнес-класса. Однако наличие части объектов эконом-класса, построенных вне концепции всего квартала, будет снижать общий инвестиционный потенциал территории. К тому же, реновация подразумевает увеличение объема жилья, а значит необходимо предусматривать расширение социальной инфраструктуры – и в этой сфере пока тоже четкой перспективы нет. А в целом, как уже говорилось, идея правильная и интересная. Поэтому ждем определенности.

Михаил Викторов, генеральный директор Российского союза строителей
Благодаря активной инвестиционной политике год от года растет бюджет Петербурга. Соответственно увеличиваются и вложения города в жилищное строительство и социальные программы. Конечно, это не может не радовать. Должен отметить, что городской администрации удается разумно и зарабатывать, и тратить. Если сохранятся нынешние темпы, то лет через пять Петербург сможет сравниться с Москвой.
Сейчас комментировать детали новой жилищной концепции трудно, и я уверен, что наверняка заложенные параметры будут еще корректироваться в сторону увеличения. Город, на самом деле, желает достичь большего.

Валерий Казейкин, первый вице-президент МАИФ
Международная ассоциация фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования полностью поддерживает новую жилищную политику Правительства Петербурга. Недостаток финансирования программ по государственной поддержке граждан в улучшении жилищных условий, необходимость расселения коммунальных квартир и сноса (реконструкции) хрущевок – все эти проблемы давно требовали самого серьезного подхода. И не приходится сомневаться, что власть решит наболевшие проблемы.
Но при этом крайне важно, чтобы между интересами развития города и интересами отдельно взятого гражданина, проживающего в коммунальной квартире или хрущевке, был найден разумный компромисс. Поговорка «Лес рубят – щепки летят» в данном случае не может служить руководством к действию. Поэтому надо, чтобы власть и бизнес при реализации намеченных планов осознавали лежащую на них социальную ответственность. Примечательно, что и подавляющее большинство горожан, согласно данным анкетирования посетителей выставки-семинара «Жилищный проект», поддерживает власть.
В мае в нашем городе пройдет Петербургский ипотечный форум – 2008. Одна из его секций будет называться «Государственная поддержка граждан в строительстве и приобретении жилья». Очень важно, что на данном мероприятии представители петербургской администрации смогут поделиться опытом разработки и реализации жилищных социальных программ с регионами.

Сергей Максимов, декан факультета региональной экономики и управления ИНЖЭКОНа, заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости, профессор, доктор экономических наук
Власти Санкт-Петербурга поставили перед собой амбициозные задачи. Кардинальное сокращение городской очереди на улучшение жилищных условий, если оно будет достигнуто, может стать настоящим прорывом в решении жилищной проблемы в Петербурге. Важно, конечно, и значительное увеличение финансирования городских целевых программ, которое делает их более доступными для большого числа петербуржцев.
Особенно я бы отметил целевую программу «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения». После дополнительных бюджетных вложений в программу предполагается, что срок ее реализации будет сокращен на пять лет – с 2016 до 2011 года. Приобрести новые благоустроенные квартиры смогут 7 тыс. семей работников бюджетной сферы, что, безусловно, важно не только для самих работников социальной сферы, но и, косвенно, для всех петербуржцев.

Виктор Титов, исполнительный вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада
Вопросы, связанные с развитием жилищного строительства, развитием инфраструктуры невозможно решать без ярко выраженной позиции городских властей. И то, что мы видим сегодня, дает надежду – тем более, когда жилищная концепция финансово подкреплена, ведь без этого развития быть не может. Радует, что правительство Петербурга подходит к решению задач комплексно, хочется верить, что ни один из элементов не даст сбой, и все они будут эффективно взаимодействовать между собой.
В любом случае эти планы и программы предусматривают участие представителей бизнеса. И мировой опыт показывает, что это основной путь для развития мегаполисов.
Резюме
Участники рынка недвижимости в целом положительно относятся к инициативе властей Петербурга форсировать решение жилищных проблем горожан. Общемировая практика свидетельствует о том, что такие серьезные задачи не могут быть решены только усилиями чиновников. Частно-государственное партнерство является наиболее эффективной формулой успеха. Отрадно, что профессионалы рынка недвижимости практически единодушно поддерживают планы городского правительства.
Не впадая в эйфорию, необходимо отметить, что на этом пути будет много преград – юридических, экономических, финансовых и так далее – но совместными согласованными действиями они вполне могут быть преодолены. Как говорится, было бы желание. А оно, судя по отзывам наших экспертов, у представителей бизнеса есть.
На ближайшие несколько лет две темы обеспечили себе рейтинг и популярность. Две болевые точки Петербурга: хрущевки, которые будут сносить, и коммуналки, которые надо расселять. В обоих случаях взаимодействие бизнеса и власти станет определяющим фактором. Но уже сейчас можно сказать, что фундамент для конструктивного диалога заложен.
