Город Кронштадт (в переводе с немецкого – Коронный город) расположен на острове Котлин, примерно в 26 км от Петербурга посередине Финского залива. Протяженность острова с запада на восток – 10 км, но максимальная его ширина не превышает 3 км. Остров соединен с внешним миром дамбой.
Особенности островной жизни
До середины 1990-х годов территория Кронштадтского района являлась пограничной зоной, а сам Кронштадт – «режимным» городом. Ограничения были сняты, но Кронштадт во многом и теперь остается военной территорией. Одну треть площади острова Котлин занимают воинские части, ГУП «Кронштадский Морской завод» и Арсенал.
На острове расположено немало памятников архитектуры. Культурный центр города – Николаевский Морской собор, который является символом Кронштадта.
Обособленность «островного городка» способствовала активному развитию, прежде всего, социальной инфраструктуры. В советское время для семей военных были построены школы и детские сады, поликлиники, обеспеченные специалистами-медиками всех направлений. Немало на острове магазинов шаговой доступности, предприятий сферы обслуживания.
Транспортная доступность Кронштадта раньше оставляла желать лучшего. До 1984 года в Кронштадт можно было добраться только на пароме. Затем к центральной части острова с севера подвели дамбу, по которой открылось автомобильное сообщение с Петербургом. Возведенная дамба – только часть комплекса защитных сооружений (КЗС), призванных оградить Петербург от наводнений. Строительство КЗС продолжается и сегодня. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) к 2012 году планирует с юга соединить город с Петербургом еще одной дамбой. Таким образом, кольцо КАД замкнется, и Кронштадт окажется на пути крупной транзитной автомагистрали «Финляндия – центр России».
«Шестиполосный тоннель, который свяжет юг города с севером, сделает Кронштадт пропускным пунктом для всех желающих попасть в Карелию и Финляндию», – говорит заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов. Через Кронштадт, по его словам, будет проходить большинство транзитных рейсов из Финляндии и Таллинна. Это может дать толчок для постройки в Кронштадте объектов торговой недвижимости, отелей, ресторанов, закусочных». По мнению г-на Сандалова, подъем стоимости земли неизбежен. Скорее всего, в будущем можно ожидать активизации спроса на недвижимость, появятся перспективы для строительства высококомфортного жилья.
В ожидании крупных проектов
Между тем сегодня жилья, отвечающего современным требованиям, на острове почти нет. Квартиры здесь строились в основном специально для нетребовательных военных. В центральной части города дома старого фонда перемежаются сталинками, а также панельными и кирпичными хрущевками. В западной части города расположен квартал, застроенный в середине 1980-х годов кирпичными семи-двенадцатиэтажными жилыми домами.
«В целом жилищный фонд здесь низкого качества. В Кронштадте почти нет современных жилых новостроек, – говорит руководитель информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев. – Жилье в Кронштадте, в основном, приобретают те, кто здесь и работает».
По данным информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра жилья в Кронштадте составляет 49–50 тыс. руб. Наиболее дешевые квартиры предлагаются в хрущевках – 37 тыс. руб. за «квадрат». Дорогие предложения – сталинки и кирпичные дома постройки 1980-х. Стоимость квартир в них приближается к среднегородской – 70 тыс. руб. за кв. м.
Два года назад администрация Кронштадта выделила 11 участков общей площадью около 20 га под жилищную застройку. Но пока желающих возводить дома в Кронштадте немного. Причины – низкий спрос на здешние квартиры и проблемы с получением земельных участков под застройку (большая часть острова еще принадлежит Минобороны).
Будущее за туризмом
Географическое положение Кронштадта дает широкие возможности для развития портово-транспортной инфраструктуры. Согласно запущенному в конце 1990-х годов проекту экономического развития острова Котлин, Кронштадт должен вырасти в транспортно-складской узел международного значения. Например, компания «Моби Дик» (структура финской корпорации Containerships Ltd Oy) строит в Кронштадте паромно-перегрузочный комплекс. Общая стоимость проекта должна составить 4,1 млрд руб.
Дамба и форты Кронштадта удобны для развития яхтенного и корабельного туризма. Постепенно идет процесс перепрофилирования Кронштадта из военного города в центр туризма и развлечений. В частности, администрация комплекса «Дворец конгрессов» при Управлении делами Президента планирует превратить форт Александр, расположенный на южном рейде острова Котлин, в культурно-развлекательный комплекс. Проект предусматривает создание театральной сцены, интерактивного музея истории фортов Кронштадта, кафе, баров, ресторана, торговой зоны и нескольких гостиничных VIP-номеров. Стоимость реконструкции авторы проекта оценивают примерно в 1, 2 млрд руб.
Компания «Третий парк» выкупила право аренды 14 га земли в Кронштадте и планирует открыть новый яхт-клуб на 600 мест. Общий объем инвестиций в проект оставляет около 260 млн руб. Старый клуб, расположенный на восточной оконечности острова, будет использоваться как ремонтная база и зимняя стоянка судов, а новый современный комплекс планируется построить на территории форта Константин – в западной части острова Котлин.
По словам Сергея Бобашева, Кронштадт имеет неплохие перспективы через несколько лет превратиться в туристическую Мекку и войти в «золотое кольцо» культурно-исторических пригородов Петербурга, таких как Пушкин, Петродворец и др. «Форты Кронштадта уже сейчас используются для проведения увеселительных мероприятий, фестивалей, концертов. Реконструкция фортов и памятников истории Кронштадта, строительство гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры – все это сделает город весьма привлекательным для туристов», – считает г-н Бобашев. А в перспективе, согласно прогнозам эксперта, здесь будет возводиться элитное жилье.
КОММЕНТАРИИ
Леонид Сандалов,
заместитель директора АН «Бекар»:
Средняя цена квадратного метра на вторичном рынке в Кронштадте сегодня ниже средних петербургских показателей на 20%. Порядок цен понятен, потому что Кронштадт – это город-остров. Он всегда был отделен от Северной столицы. У Кронштадта на данный момент большие транспортные проблемы. В самом городе недостаточное предложение рабочих мест. Недвижимость почти не пользуется спросом, в основном это внутренний рынок. Торговая инфраструктура Кронштадта развита плохо. Здесь нет крупных сетевых операторов.
Жилищный фонд почти весь устарел. Новые дома не возводятся. Это связано с отсутствием спроса и нехваткой свободных площадей для строительства. Земли, пригодные для застройки, в настоящее время являются собственностью промышленных предприятий или военных ведомств. Но пока их освоение экономически не выгодно.
Михаил Бимон,
директор департамента маркетинга и развития корпорации «Петербургская Недвижимость»:
Долгое время Кронштадт был закрытым городом, что наложило на его облик и течение жизни определенный отпечаток. И спрос на жилье в Кронштадте всегда был локальным: жители других районов Петербурга не стремились сюда из-за плохой транспортной доступности и сложившейся военной «ауры». Сейчас город в меньшей степени военизирован, становится интересным для туристов. Транспортная доступность будет улучшена с завершением строительства дамбы и Кольцевой автодороги.
Город обладает хорошим потенциалом, особенно с учетом перспектив высвобождения военных территорий, которые могут быть задействованы в развитии как транспортно-логистических проектов, так и жилищной застройки. Поэтому в ближайшие пять лет интерес инвесторов к Кронштадту будет активно расти.
Cредняя цена квартир (тыс. руб.)

Структура предложения по типам квартир

Самые дорогие квартиры
|
Квартира |
Адрес |
руб./кв. м |
тыс. руб. |
|
2ккв |
Кронштадтское ш., 36 |
77551,0 |
3800,0 |
|
2ккв |
Гидростроителей ул., 10 |
72713,8 |
3490,3 |
|
1ккв |
Станюковича ул., 8 |
68823,5 |
2340,0 |
|
4ккв |
Флотская ул., 16 |
64462,8 |
7800,0 |
|
1ккв |
Флотская ул., 7 |
62573,8 |
1814,6 |
|
1ккв |
Велещинского ул., 7/14 |
62104,0 |
1801,0 |
|
1ккв |
Большевистская ул., 6 |
61807,1 |
1545,2 |
|
3ккв |
Ленина пр., 5 |
61703,7 |
4257,6 |
|
1ккв |
Флотская ул., 14 |
60233,3 |
1807,0 |
|
1ккв |
Флотская ул., 17 |
58709,7 |
1820,0 |
Самые дешевые квартиры
|
Квартира |
Адрес |
руб./кв. м |
тыс. руб. |
| 2ккв |
Станюковича ул., 6 |
27523,6 | 3302,8 |
| 3ккв |
Коммунистическая ул., 5 |
30297,6 | 3090,4 |
| 1ккв |
Флотская ул., 2 |
33731,3 | 2260,0 |
| 2ккв |
Флотская ул., 12 |
35224,0 | 2958,8 |
| 2ккв |
Мануильского ул., 37 |
37024,4 | 3036,0 |
| 2ккв |
Ленина пр., 30 |
37790,7 | 3250,0 |
| 3ккв |
Петровская ул., 16 |
38533,9 | 4046,1 |
| 3ккв |
Петровская ул,. 13/6 |
39719,6 | 4250,0 |
| 1ккв |
Коммунистическая ул., 5 |
40929,5 | 1187,0 |
| 1ккв |
Флотская ул., 2 |
41500,0 | 2158,0 |
АНОНС
В ближайших номерах «Бюллетень Недвижимости» продолжит публикацию аналитических обзоров петербургского рынка недвижимости. В следующий раз читателям будет предложен обзор жилья в районе ст. метро «Политехническая».
