Город Кронштадт (в переводе с немецкого – Коронный город) расположен на острове Котлин, примерно в 26 км от Петербурга посередине Финского залива. Протяженность острова с запада на восток – 10 км, но максимальная его ширина не превышает 3 км. Остров соединен с внешним миром дамбой.

Особенности островной жизни

До середины 1990-х годов территория Кронштадтского района являлась пограничной зоной, а сам Кронштадт – «режимным» городом. Ограничения были сняты, но Кронштадт во многом и теперь остается военной территорией. Одну треть площади острова Котлин занимают воинские части, ГУП «Кронштадский Морской завод» и Арсенал.

На острове расположено немало памятников архитектуры. Культурный центр города – Николаевский Морской собор, который является символом Кронштадта.

Обособленность «островного городка» способствовала активному развитию, прежде всего, социальной инфраструктуры. В советское время для семей военных были построены школы и детские сады, поликлиники, обеспеченные специалистами-медиками всех направлений. Немало на острове магазинов шаговой доступности, предприятий сферы обслуживания.

Транспортная доступность Кронштадта раньше оставляла желать лучшего. До 1984 года в Кронштадт можно было добраться только на пароме. Затем к центральной части острова с севера подвели дамбу, по которой открылось автомобильное сообщение с Петербургом. Возведенная дамба – только часть комплекса защитных сооружений (КЗС), призванных оградить Петербург от наводнений. Строительство КЗС продолжается и сегодня. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) к 2012 году планирует с юга соединить город с Петербургом еще одной дамбой. Таким образом, кольцо КАД замкнется, и Кронштадт окажется на пути крупной транзитной автомагистрали «Финляндия – центр России».

«Шестиполосный тоннель, который свяжет юг города с севером, сделает Кронштадт пропускным пунктом для всех желающих попасть в Карелию и Финляндию», – говорит заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов. Через Кронштадт, по его словам, будет проходить большинство транзитных рейсов из Финляндии и Таллинна. Это может дать толчок для постройки в Кронштадте объектов торговой недвижимости, отелей, ресторанов, закусочных». По мнению г-на Сандалова, подъем стоимости земли неизбежен. Скорее всего, в будущем можно ожидать активизации спроса на недвижимость, появятся перспективы для строительства высококомфортного жилья.

В ожидании крупных проектов

Между тем сегодня жилья, отвечающего современным требованиям, на острове почти нет. Квартиры здесь строились в основном специально для нетребовательных военных. В центральной части города дома старого фонда перемежаются сталинками, а также панельными и кирпичными хрущевками. В западной части города расположен квартал, застроенный в середине 1980-х годов кирпичными семи-двенадцатиэтажными жилыми домами.

«В целом жилищный фонд здесь низкого качества. В Кронштадте почти нет современных жилых новостроек, – говорит руководитель информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев. – Жилье в Кронштадте, в основном, приобретают те, кто здесь и работает».

По данным информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя стоимость квадратного метра жилья в Кронштадте составляет 49–50 тыс. руб. Наиболее дешевые квартиры предлагаются в хрущевках – 37 тыс. руб. за «квадрат». Дорогие предложения – сталинки и кирпичные дома постройки 1980-х. Стоимость квартир в них приближается к среднегородской – 70 тыс. руб. за кв. м.

Два года назад администрация Кронштадта выделила 11 участков общей площадью около 20 га под жилищную застройку. Но пока желающих возводить дома в Кронштадте немного. Причины – низкий спрос на здешние квартиры и проблемы с получением земельных участков под застройку (большая часть острова еще принадлежит Минобороны).

Будущее за туризмом

Географическое положение Кронштадта дает широкие возможности для развития портово-транспортной инфраструктуры. Согласно запущенному в конце 1990-х годов проекту экономического развития острова Котлин, Кронштадт должен вырасти в транспортно-складской узел международного значения. Например, компания «Моби Дик» (структура финской корпорации Containerships Ltd Oy) строит в Кронштадте паромно-перегрузочный комплекс. Общая стоимость проекта должна составить 4,1 млрд руб.

Дамба и форты Кронштадта удобны для развития яхтенного и корабельного туризма. Постепенно идет процесс перепрофилирования Кронштадта из военного города в центр туризма и развлечений. В частности, администрация комплекса «Дворец конгрессов» при Управлении делами Президента планирует превратить форт Александр, расположенный на южном рейде острова Котлин, в культурно-развлекательный комплекс. Проект предусматривает создание театральной сцены, интерактивного музея истории фортов Кронштадта, кафе, баров, ресторана, торговой зоны и нескольких гостиничных VIP-номеров. Стоимость реконструкции авторы проекта оценивают примерно в 1, 2 млрд руб.

Компания «Третий парк» выкупила право аренды 14 га земли в Кронштадте и планирует открыть новый яхт-клуб на 600 мест. Общий объем инвестиций в проект оставляет около 260 млн руб. Старый клуб, расположенный на восточной оконечности острова, будет использоваться как ремонтная база и зимняя стоянка судов, а новый современный комплекс планируется построить на территории форта Константин – в западной части острова Котлин.

По словам Сергея Бобашева, Кронштадт имеет неплохие перспективы через несколько лет превратиться в туристическую Мекку и войти в «золотое кольцо» культурно-исторических пригородов Петербурга, таких как Пушкин, Петродворец и др. «Форты Кронштадта уже сейчас используются для проведения увеселительных мероприятий, фестивалей, концертов. Реконструкция фортов и памятников истории Кронштадта, строительство гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры – все это сделает город весьма привлекательным для туристов», – считает г-н Бобашев. А в перспективе, согласно прогнозам эксперта, здесь будет возводиться элитное жилье.

КОММЕНТАРИИ


Леонид Сандалов,
заместитель директора АН «Бекар»:

Средняя цена квадратного метра на вторичном рынке в Кронштадте сегодня ниже средних петербургских показателей на 20%. Порядок цен понятен, потому что Кронштадт – это город-остров. Он всегда был отделен от Северной столицы. У Кронштадта на данный момент большие транспортные проблемы. В самом городе недостаточное предложение рабочих мест. Недвижимость почти не пользуется спросом, в основном это внутренний рынок. Торговая инфраструктура Кронштадта развита плохо. Здесь нет крупных сетевых операторов.

Жилищный фонд почти весь устарел. Новые дома не возводятся. Это связано с отсутствием спроса и нехваткой свободных площадей для строительства. Земли, пригодные для застройки, в настоящее время являются собственностью промышленных предприятий или военных ведомств. Но пока их освоение экономически не выгодно.

Михаил Бимон,
директор департамента маркетинга и развития корпорации «Петербургская Недвижимость»:

Долгое время Кронштадт был закрытым городом, что наложило на его облик и течение жизни определенный отпечаток. И спрос на жилье в Кронштадте всегда был локальным: жители других районов Петербурга не стремились сюда из-за плохой транспортной доступности и сложившейся военной «ауры». Сейчас город в меньшей степени военизирован, становится интересным для туристов. Транспортная доступность будет улучшена с завершением строительства дамбы и Кольцевой автодороги.

Город обладает хорошим потенциалом, особенно с учетом перспектив высвобождения военных территорий, которые могут быть задействованы в развитии как транспортно-логистических проектов, так и жилищной застройки. Поэтому в ближайшие пять лет интерес инвесторов к Кронштадту будет активно расти.

 

Cредняя цена квартир (тыс. руб.)

Структура предложения по типам квартир

Самые дорогие квартиры

 Квартира

 Адрес

 руб./кв. м

 тыс. руб.

 2ккв

 Кронштадтское ш., 36

 77551,0

 3800,0

 2ккв

 Гидростроителей ул., 10

 72713,8

 3490,3

 1ккв

 Станюковича ул., 8

 68823,5

 2340,0

 4ккв

 Флотская ул., 16

 64462,8

 7800,0

 1ккв

 Флотская ул., 7

 62573,8

 1814,6

 1ккв

 Велещинского ул., 7/14

 62104,0

 1801,0

 1ккв

 Большевистская ул., 6

 61807,1

 1545,2

 3ккв

 Ленина пр., 5

 61703,7

 4257,6

 1ккв

 Флотская ул., 14

 60233,3

 1807,0

 1ккв

 Флотская ул., 17

 58709,7

 1820,0

 

Самые дешевые квартиры

 Квартира

  Адрес

 руб./кв. м

 тыс. руб.

 2ккв

 Станюковича ул., 6

 27523,6  3302,8
 3ккв

 Коммунистическая ул., 5

 30297,6  3090,4
 1ккв

 Флотская ул., 2

 33731,3  2260,0
 2ккв

 Флотская ул., 12

 35224,0  2958,8
 2ккв

 Мануильского ул., 37

 37024,4  3036,0
 2ккв

 Ленина пр., 30

 37790,7  3250,0
 3ккв

 Петровская ул., 16

 38533,9  4046,1
 3ккв

 Петровская ул,. 13/6

 39719,6  4250,0
 1ккв

 Коммунистическая ул., 5

 40929,5  1187,0
 1ккв

 Флотская ул., 2

 41500,0  2158,0

 

АНОНС

В ближайших номерах «Бюллетень Недвижимости» продолжит публикацию аналитических обзоров петербургского рынка недвижимости. В следующий раз читателям будет предложен обзор жилья в районе ст. метро «Политехническая».
 

Текст: Дарья Куксенкова