
В отличие от гипермаркетов, время существования которых в новой России насчитывает от силы пару десятков лет, гостиные дворы появились на Руси несколько веков назад. Это были комплексы для торговли и хранения товаров, первоначально предназначавшиеся для иноземных купцов. По утверждению историков, одна из внутренних таможенных пошлин еще в XII веке называлась «гостиная» или «дань гостиная», а с XV века – это одна из пошлин, взимавшихся за торговлю в казенном гостином дворе. Купцов в народе называли «гости» – отсюда и название. Первый гостиный двор, по утверждению историков, появился в Новгороде, затем в Пскове, Москве и Астрахани. В XVI–XVII веках гостиные дворы представляли собой прямоугольные площади, обнесенные по периметру каменной или деревянной стеной с башнями и проездными воротами. Внутри пристраивались торговые и складские помещения (обычно двухэтажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII века принцип создания гостиных дворов устоялся: планировка в виде замкнутого прямоугольника сохранилась, однако теперь их стали строить с открытыми на улицу аркадами или колоннадами.
Автора! Автора!
В XVIII веке, когда основная внешнеэкономическая деятельность страны переместилась в Петербург, появилась необходимость сделать город удобным для внешнеторговой деятельности как иностранных, так и русских купцов. Первый гостиный двор, возведенный в Петербурге на Троицкой площади еще при Петре I, сгорел в 1710 году. Та же участь в 1735-м постигла гостиный двор, построенный в 1719-м на берегу Мойки. Меж тем столица нуждалась в центре торговли промышленными товарами, и в 1730-х годах на месте нынешнего Большого Гостиного Двора были построены деревянные торговые ряды с галереями. Чуть позже было принято решение превратить деревянные лавки в каменные.
| Указ Императрицы Елизаветы от 22 мая 1761 года повелевал: «Гостиный двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено». |
В 1748 году Сенат подписал указ о постройке каменного гостиного двора. Первый проект был разработан в конце 1750 года архитектором Антонио Ринальди. Судя по эскизам, здание было двухэтажным, с арочными галереями по всем фасадам и большим замкнутым внутренним двором. Однако планам не суждено было сбыться: проект одобрения не получил. Кроме того, споры об источнике финансирования проекта (казны или купцов) затянулись: каждая из сторон (как это издавна принято на Руси) старалась переложить ответственность на плечи партнеров. Наконец, в мае 1752 года вышел указ о сооружении гостиного двора за счет казны, а разработка нового проекта поручена архитектору Ф.-Б. Растрелли.
Именно в эти годы в России происходила смена архитектурно-художественного стиля: декоративное барокко уступало место классицизму. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII – начала XIX века. Развивался путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Геометрически правильные планы, симметричные композиции, строгая гармония пропорций – основные черты архитектуры классицизма. Активное развитие классицизма в строительстве объясняется и тем, что заказчиками все чаще выступали частные лица, и декоративный стиль барокко не соответствовал их экономическим возможностям.

Итак, Гостиный Двор на Невском, 35, – самая ранняя постройка в стиле классицизма в Петербурге. Здание в форме каре, выполненное в железе и камне (во избежание пожаров), строилось почти четверть века – с 1761 по 1785 год. Со стороны Невского проспекта строение было двухэтажным, а со стороны двора – трехэтажным (последний этаж предназначался для хранения товаров). В центре двора был вырыт пруд. Протекавший рядом Глухой проток был засыпан перед началом строительства (ныне это Думская улица). Новый гостиный двор, длина которого по периметру превосходила километр, был назван Большим. По свидетельству современников, этому гостиному двору «обширностью в Европе нет подобных». Впоследствии он стал образцом для других гостиных дворов (рынков, торговых рядов) Петербурга, меньших по площади, но аналогичных по архитектуре: Серебряные ряды, Апраксин двор, Никольский рынок и ряд других построек. Несколькими годами позже напротив нового здания был построен Малый Гостиный Двор, спроектированный архитектором Д. Кваренги и также являющийся памятником классицизма.
Справка «ДН»:Здание Большого Гостиного Двора – самая ранняя постройка в стиле классицизма в Петербурге. Периметр составляет более километра, из них 230 метров – протяженность вдоль Невского проспекта. Общая площадь – 79 тыс. кв. м. Источник: характеристики проекта |
Строго по линии
Еще с допетровских времен в торговых дворах существовал порядок, при котором определенные товары могли продаваться только в специально отведенных для них местах – рядах или линиях. По окончании строительства в Гостином Дворе были четыре основные линии: Суконная линия вдоль Невского проспекта, Большая Суровская (ныне Перинная) и Малая Суровская (ныне Ломоносовская) и Зеркальная линия (вдоль Садовой ул.). Сооружение представляет собой неправильный четырехугольник (каре), самая длинная сторона которого проходит по Садовой ул., а короткая – по Банковскому (Рыночному, Чернышеву) переулку (ныне ул. Ломоносова). Галантерейная, парфюмерная и книжная торговля велась на Невской линии, на Перинной можно было приобрести ткани, на Ломоносовской – предметы дамского туалета, на Садовой – золото, серебро и различные ювелирные изделия. К концу XVIII века в Гостином Дворе располагалось 147 лавок; здесь же сосредоточилась и книжная торговля.

В 1885–1886 годах на фасаде, обращенном на Невский проспект, была выполнена новая декоративная отделка, согласно проекту архитектора А. Н. Бенуа. Фасад преобразился в барочно-ренессансном стиле: лепные украшения и аллегорические скульптуры. В центре Невской линии даже появился купол.
Гостиный Двор был своего рода маленьким торговым городом: здесь сложился свой быт, свои законы, свои обычаи. В ХIХ веке Гостиный Двор стал центром торговли: купить здесь можно было все, что производилось тогда в России и за ее пределами. Для провинциальных покупательниц Гостиный Двор был и законодателем моды: они шили платья по образцам купленных в Гостином Дворе и считавшися самыми лучшими.
На пути к обновлению
Второе десятилетие ХХ в. нельзя назвать временем процветания торговли: Гражданская война, а затем и революция 1917 года отнюдь не способствовали активной деятельности Гостиного Двора. После 1917-го все галереи опустели, витрины и входы были заколочены. Торговли в Гостином дворе не было несколько лет – с 1918 по 1922 год. За сменой общественного строя последовало массовые переименования. В соответствии с новыми названиями улиц поменялись и линии Гостиного Двора: Невская линия превратилась в линию 25 Октября, а Садовая – в линию 3 Июля. Само здание не переименовывали: здесь по-прежнему шла торговля, теперь уже государственная. В 1930-е годы было принято решение провести коренную реконструкцию Гостиного Двора. Архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский даже подготовили проект перепланировки, но реализовать его не удалось: началась Великая Отечественная война.
Как и большинство зданий в Ленинграде, с января 1942 по январь 1944 года Гостиный Двор неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам, хотя все меры по его сохранению принимались. Витрины были забиты двойными щитами с песком между ними, однако полностью защитить здание не удалось: в сентябре 1941-го фугасная бомба разрушила десять отсеков дворового корпуса, а от пожара, вызванного зажигательными бомбами, в марте 1942 года пострадало все правое крыло Невской линии и часть Перинной.
Справка «ДН»:Валлен-Деламот (Vallin-Delamothe), Жан-Батист-Мишель (1729–1800) – французский архитектор. В 1759 году приглашен И.И. Шуваловым со сроком на три года для занятия должности архитектора при Московском университете и Академии Художеств. С открытия Петербургской Академии Художеств вступил в число ее преподавателей; в 1765 году назначен членом совета. В 1776-м уехал на родину. Им построены в Москве несуществующие ныне «Новые коллегии иностранных дел апартаменты и архива», в Петербурге – здание старого Эрмитажа, католическая церковь святой Екатерины, Новая Голландия, в Почете Черниговской губернии – Воскресенская церковь. Источник: БСЭ |
Восстановительные работы, начавшиеся в 1944 году, велись по проекту архитектора О.Л. Лялина. Одновременно проводилась реконструкция главного фасада, в ходе которой были удалены многие изменения, внесенные в облик Гостиного Двора в 1886–1887 годах. Эти работы продолжались четыре года. По окончании реставрации перед Гостиным была высажена липовая аллея.
В соответствии с решением Совета Министров СССР от 3 декабря 1954 года о переоборудовании Гостиного Двора в 1955-м началась капитальная реконструкция торгового центра. Гостиный Двор должен был превратиться в центральный универмаг Ленинграда. Реконструкция велась по проекту архитекторов института «Ленпроект» И.А. Вакса и Л.С. Катонина, а также инженера-конструктора М.И. Юношева.

По официальным данным, в те времена в универмаге работало семь товарных отделов, организующих и осуществляющих торговлю, в состав которых входили 122 стационарные секции, 61 товарный склад, два филиала по продаже сувениров и один – по продаже товаров по безналичному расчету.
В 1990 году закрылась на реконструкцию Невская линия. В 1994-м универмаг стал акционерным обществом открытого типа «Большой Гостиный Двор». Здание общей площадью 79 тыс. кв. м, памятник федерального значения ХVIII века, было передано акционерному обществу в аренду. С 1995-го в Гостином Дворе существенно изменена организационная структура торговли. Вместо семи товарных отделов появилось пять – товары для женщин и детей, для мужчин, для отдыха и спорта, товары бытового обихода и продукты питания. В 1998 году состоялось открытие отремонтированной Невской линии. На втором этаже разместилась Галерея Высокой Моды, в залах которой проводятся фотовыставки, выставки картин петербургских художников. Большой Гостиный Двор, как и в прежние времена, остается не просто торговым центром Северной столицы.
Справка «ДН»:ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Источник: историческая справка проекта |
