Недвижимость
в Москве выбрать регион

«Крокус» сдал «частную» станцию метро

«Крокус» сдал «частную» станцию метроНа северо-западе Москвы открылись три новых станции метро Арбатско-Покровской линии: «Митино», «Волоколамская» и «Мякинино». «Мякинино» стала первой станцией и, видимо, последней, в строительство которой были вложены деньги не только города, но и инвестора.

Уникальный для Москвы опыт – привлечение частного инвестора в строительство станции метро – закончился успешно в минувшую субботу, 26 декабря, когда была открыта станция «Мякинино». Инвестором стала «Группа Крокус», которая продолжает развивать проект города-спутника. В 2001 году «Крокус» открыла торговый центр «Твой дом», год спустя парк бутиков «Крокус Сити Молл». Далее последовало поэтапное открытие сразу трех павильонов крупнейшего в мире выставочного комплекса «Крокус Экспо», а теперь - метро.
На торжественной церемонии, посвященной открытию новой станции, мэр Москвы Юрий Лужков заявил: «Мякининская станция впервые построена в режиме государственно-частного партнерства. Это интересный и очень полезный опыт, который будет использоваться. Инвестор очень хотел, чтобы около «Крокус-Сити» появилось метро, ну, теперь станция там есть».
По словам президента «Группы Крокус» Араса Агаларова, который «очень хотел», его компания вложила 600 млн рублей, чтобы эта станция появилась. «Мы решили сделать станцию: вкладываем 600 млн рублей и получаем гарантированный приток посетителей в наш концертный зал — более 6 тысяч мест — и на выставочные площади», - сказал Арас Агаларов. Конструктивное решение станции позволило интегрировать ее в строящуюся автомобильную стоянку центра «Крокус–Сити» для удобства посетителей выставочного комплекса.
«Здесь должен быть финансовый центр, Сити, как говорится за границей. Мы уже создали для него всю инфраструктуру. Ведь понимаете: Сити должен начинаться не с офисов, а именно с инфраструктуры. Чтобы людям было, где оставить машину, на чем добраться, где провести совещание», - поясняет Арас Агаларов.
«Теперь, вместо обычных утренних полутора часов, поездка до центра будет занимать не более получаса», - сообщила пресс-служба московского метрополитена.
Договориться о строительстве новой станции с правительством Москвы владельцу «Крокус групп» Арасу Агаларову удалось еще в 2006 году. Новая станция нужна была бизнесмену для увеличения посещаемости «Крокус-Сити», а для города (хотя территориально она располагается в Московской области) – решить социальные вопросы и обеспечить жителей «транспортной доступностью». Первоначально «Мякинино» планировалось даже назвать «Крокус Сити», но правительство Москвы настояло на историческом названии (географическое название местности).
«С градостроительной точки зрения выбор места расположения станции не в Павшинской пойме, а в Мякинино, не кажется дальновидным и разумным», - полагает ведущий консультант «Аналитического консалтингового центра МИЭЛЬ» Алексей Буреломов. Как положительный момент эксперт отмечает, что жилая недвижимость в районе станции становится более привлекательной и, соответственно, дорогой. «Развития коммерческой недвижимости, кроме пристанционной и уже имеющейся, ожидать не стоит», - добавляет он.
Эксперты отдела стратегического консалтинга и оценки CB Richard Ellis придерживаются иного мнения. «Район Мякининская пойма, аналогично району Куркино, представляет собой яркий пример комплексной застройки территории с великолепно развитой инфраструктурой и грамотно функционирующими коммуникациями, - полагают они. - На сегодняшний день Мякининская пойма является полноценным административным центром и конгломератом деловой активности Подмосковья – «Московия Сити». Открытие станции метрополитена не только является стратегически важным шагом в развитии района, но и оправдывает вложение потенциальных инвесторов, которые в пятилетней ретроспективе учитывали данный фактор как стратегическое, перспективное преимущество своих инвестиционных проектов».
Директор отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева также считает, что открытие новой станции метро сыграет положительную роль для района, в том числе и для коммерческой недвижимости. Для арендаторов и покупателей метро имеет важное значение, поясняет она, но снижение цен, вызванное кризисом, компенсировать не удастся. Тем не менее, совместные проекты по развитию транспортной инфраструктуры города Юлия Никуличева считает вполне реальными. «AFI Development делает совместный проект с городом на площади Тверской заставы, - поясняет она, - но он еще только в стадии реализации». Можно вспомнить и другой, реализованный с помощью инвестора городской проект. Два года назад была открыта развязка на Садовом кольце, между Курским вокзалом и Таганской площадью, построенная на деньги частного инвестора как обременение к коммерческому проекту.
До кризиса помимо «Мякинино» были и другие частные проекты по расширению московского метро. В частности, метрополитен вел переговоры с частными инвесторами по вопросам строительства новых станций в районе Западного речного порта, в Троице-Лыково и на «Золотом Острове» в центре столицы.
Но московские власти недавно признали, что больше инвестиций ждать не стоит. Частные компании не проявляют активности в отношении инвестирования в развитие московского метрополитена, их останавливает высокая стоимость строительства и медленная окупаемость, заявил руководитель московского метрополитена Дмитрий Гаев. «Проще купить баскетбольный клуб в США, чем построить станцию метро», - иронизирует он. По его словам, стоимость строительства одной станции метро в Москве колеблется от 2,5 до 3,5 млрд рублей. «Бизнес не занимается благотворительностью, он должен получать отдачу», - добавил он. По мнению начальника московского метро, было бы правильно предоставлять частным инвесторам какие-то преференции, например, выделить в обмен на инвестиции в строительство метрополитена какой-то участок земли, на котором он организует другие более выгодные виды бизнеса.
«Станция интересна не как объект недвижимости, а как часть транспортной инфраструктуры, - уверен Алексей Буреломов. - Коммерческий потенциал для частного инвестора может быть у ветки или маршрута, а не у станции».
По словам Дмитрия Гаева, именно такими мотивами руководствовался Арас Агаларов. «Просто посчитал, что в результате строительства метро поток посетителей в его комплекс вырастет в два раза, и понял, что ему это выгодно», - пояснил начальник московской подземки.
 
Справка БН:
В этом году на московское метро было потрачено более 30 млрд рублей из московского и федерального бюджетов. В следующем году из федерального бюджета на развитие московского метро не запланировано ни копейки, столичные же власти направят на эти цели около 24 млрд рублей.

28.12.2009 19:30 | Источник БН.ру

Автор: Олег Воронин

на форум

Добавить комментарий
  • Свежее
  • Популярное
  • Обсуждаемое